ОГЛАВЛЕНИЕ    ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА; ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ САНСКРИТА    главная страница

 

Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати

Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ

предисловие      глава 1 вступление к йоге

 

Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002

 

Предисловие

Всегда должно быть оправдание для написания и публикации новой книги, и тем более, когда на эту тему уже написано так много книг замечательными авторами. Санньясины Свами Вивекананда и Свами Шивананда, уже достаточно много написали на эту тему. С академической стороны, один из моих коллег, а точнее, мой собственный Вице-канцлер в университете Аллахабада, крупный востоковед, Махамахопадхьяя Сэр Ганганатха Джха дал точное толкование одного из старейших комментариев на Бхашью Вьясы по Даршане Йоги Патанджали. А один из моих коллег по химическому факультету, доктор И.К.Тэймни, написал замечательную книгу, озаглавленную “Наука Йоги”, являющуюся подробным комментарием к Сутрам Йоги. Эта работа была опубликована в Теософском издательстве Адьяр в Мадрасе. Возможно, что одной из лучших публикаций в Индии до сих пор является “Йога Прадипа Патанджали”, которую написал Свами Йоганада Тиртха. “Йога Варттика” Виджнанабхикшы является хорошо известной классической работой.

Во время моего визита на Маврикий в связи с Арья Махасаммеланом (1973 год) и во время последующего визита в Южно-Африканский Союз, я обнаружил, что располагаю некоторым свободным временем, которое я использовал для изложения своих собственных соображений относительно "Раджа Йоги" Махариши Патанджали. Сам Махариши Патанджали не называл свою систему "Раджайога", но поскольку в нашей стране были ещё системы, имеющие дело с умственным поведением и контролем ума, термин "Раджайога" получил широкое распространение, и он был ограничен системой, предложенной Патанджали. Система, выдвинутая авторами Шива Самхиты или Гхеранда Самхиты, известна как Хатха Йога. Предмет Йоги становится всё более популярным, но тоже не всегда без риска. Поскольку всегда нужна осторожность, когда предмет становится популярным и дешёвым, становится необходимым снова и снова внимательно вчитываться в строки первоисточников этой системы.

Настоящая книга не является комментарием на “Сутры Йоги”. Тем не менее, предполагается, что она должна помочь всякому, кто бы хотел знать, что такое Раджа Йога. В этой монографии тема разбита на 20 глав по различным аспектам Йоги Патанджали. “Даршана Йоги” Патанджали содержит 4 главы, известные как Пада:

1. Самадхи Пада (Природа Связи – 51 Сутра);

2. Садхана Пада (Средства Достижения Связи – 55 Сутр);

3. Вибхути Пада (Силы или Совершенства – 55 Сутр) и

4. Кайвалья Пада (Обособление – 34 Сутры).

Итак, всего 195 Сутр.

Йога была определена как читта вритти ниродха (торможение функции ума) с помощью практики и свободы от привязанности (абхьяса и вайрагья). Английское толкование технических терминов не свободно от трудностей. Это сдерживание или контроль ума становится Йогой только тогда, когда ум настолько сдержан, что главенствующая Душа становится свободной от своих оков и пребывает в своей чистой природе.

Йога Патанджали является этической системой. Хотя она учитывает все человеческие недостатки и слабости, она не даёт готового ответа для норм жизни. Эта система основана на ненасилии, правдивости, строгости (аскетизм) и чистоте жизни, которые вкратце являются наивысшими моральными ценностями.

Система, развёрнутая Патанджали, является чисто ведической системой, основанной на Ведах и Упанишадах. В этой книге предпринята попытка показать, каким образом эта система брала вдохновение в ведических текстах и первых опытах Риши (Провидцы) периода Упанишад.

Это всегда нам идёт на пользу, если мы правильно понимаем, по крайней мере до некоторой степени, тайны своей Анатомии. Главы по неврологии и о работе эндокринных желёз будут представлять интерес для тех, кто желает кое-что узнать о спинном мозге, восьми лотосовых колёсах и других деталях.

Раджа Йога Патанджали не несёт в себе никакого суеверия; это наука, которую следует практиковать с почтением и осторожностью. Она предназначена для всех: детей и подростков, мальчиков и девочек, взрослых и пожилых людей обоего пола, которые верят в святость жизни и её целенаправленность. Идею о том, что ум и его поведение можно контролировать с помощью Пранаямы или дыхательных упражнений, можно рассматривать как один из величайших вкладов индийской мысли в мировую науку. Занимающийся Йогой может быть отнесён к одному из трёх классов:

1) арурукшу – вдохновлённый к росту;

2) юнджана – тот, кто, действительно, вовлечён в практику, и

3) йогарудха – тот, кто достиг Йоги или Связи. Для каждого из этих классов существуют различные средства и методы. Многие из нас могут быть членами второй категории – юнджаны. Для нас йогическая дисциплина должна означать следующее:

1) аскетизм или привыкание тела переносить "пары противоположностей" (двандвы, такие как холод и жара, страдание и удовольствие и так далее);

2) изучение работ, имеющих дело с преданностью, посвящением и освобождением, а также мысленное повторение АУМ или Пранавы, и

3) преданность Богу (тапас, свадхьяя и ишварапранидхана).

Давайте все стараться практиковать эту крияйогу. Конечно, трудно достичь Самадхи, и это будет самым высшим достижением. Здесь не может быть лёгкого пути достижения сноровки.

Йога является уединённой практикой, а не публичным представлением. Третий раздел Даршаны Йоги имеет дело с Вибхутами или Силами и Совершенствами. Их не следует понимать в буквальном смысле. Более того, Патанджали определённо утверждает, что их следует рассматривать как Силы и Совершенства только до тех пор, пока человек находится в обычном мирском состоянии. Они, безусловно, являются препятствиями на пути достижения более высокой и чистой Связи. Существует множество суеверий, связанных с этими достижениями. Йог является поклонником Бога и Его Творения; он не бросает вызов законам Природы и не является соперником Бога.

С этими замечаниями я бы хотел с величайшим удовольствием предложить нашим благосклонным читателям в Индии и за рубежом эту небольшую книгу по Раджа Йоге.

В заключение мне бы хотелось выразить свою благодарность участвовавшим в публикации этой книги за превосходное издание; моему ученику и последователю доктору Уша Джьотишмати – магистру естественных наук, доктору философии университета в Аллахабаде за ценную помощь; и Пандиту (учёному, исследователю) Вед Радж Ведаланкару за поправки и замечания.

Свами Сатья Пракаш Сарасвати
Аллахабад 26.01.1975.

Глава  1
Вступление к Йоге

1.1. Обычно бывает бесполезно давать определённое значение техническому термину. Это касается происхождения Санскритских терминов от их корней, например, йога от корня "юдж", что означает присоединяться, соединяться, объединяться вместе или соединяться вместе. Отсюда термин ЙОГА выражает смысл союза. Для нашей теперешней цели давайте считать ЙОГУ как союз или слияние, соединение индивидуального "я" или, иными словами, доведения его до максимального приближения к Высшему "Я", Бесконечному, которое является источником всей Добродетели, всего Блаженства и всего Знания. Иными словами, ЙОГА является соединением индивидуальной крошечно малой души с Высшим, Абсолютным и Безграничным.

1.2. Итак, понятие ЙОГА предполагает самосуществование индивидуальных бесконечно малых бесчисленных сознательных единиц, обычно известных как низшие "я", "я" или души, которые все стремятся соединиться с Безграничным Высшим Богом. Разделение этих двух частей временно побуждается Неведением или Авидьей, проявляющейся в оковах (зависимости от) изначальной Пракрити. Таким образом, предполагается наличие трёх вечностей: Ишвары (Пуруши), дживы и Пракрити.

1.3. Индивидуальная бесконечно малая душа не является отделённой в пространстве и времени от Абсолютного Пуруши, который известен также как Пуруша-Вишеша (Нечто Особенно Высшее среди всего общества бесконечно малых томящихся душ, являющееся Богом всего, известного также как Ишвара и под другими именами: Атман, Параматман, Праджапати, Брахман и так далее), отсюда, Он является Вездесущим и постоянно присутствует. Мы не можем постичь время, когда Его с нами не было или когда Его не будет с нами. Шрути гласят:

"Он есть и был так близко к тебе, что Он тебя не покинет;

Ты был и ты есть так близко к Нему, что до сих пор Его не видишь.

Почему ты не видишь Поэзию Бога, который не умирает и не разрушается."

(Атхарва Х.8.32.)

Таким образом, соединение, которое установлено между душой и Богом, находится за пределами времени и пространства (и поэтому не является физико-химической зависимостью), это соединение находится в трансцендентальных измерениях духовного сознания. Неведение или Авидья – как пропасть между этими двумя. И в тот момент, когда неведение исчезает, устанавливается соединение духовного сознания. Система ЙОГА предлагает метод, позволяющий перебросить мост через пропасть между Высшим "Я" и низшим "я".

1.4. Мы, крохотные, ничтожно мелкие частицы, души или дживы (известные и как дживатманы) совершенно отличны от алгебраических или физико-химических элементарных частиц; точно так же, как Высшее и Безграничное отличается от математической бесконечности. Ни две, ни несколько бесконечно малых частиц не могут соединиться вместе, чтобы дать макроличность (подобно тому, как атомы соединяются, чтобы образовать молекулы, а молекулы соединяются, чтобы создать макро частицу); и Безграничный Бог не может быть когда-либо разбит или разделён на части. Безграничный Бог является Адити или Акханда. А мы являемся маленькими душами в том смысле, что ни одна из душ не может быть больше разделена, умножена или раздроблена. Он со Своей Безграничностью и мы со своей микробесконечностью являемся нулевыми категориями. Итак, дживы (души) не могут соединяться, их нельзя заставить соединиться между собой. Ни в терминах пространственно-временных измерений они не могут соединиться с Безграничным Богом или с Безграничным, Абсолютным Богом (Богом Абсолюта). И в таком же смысле Безграничное не может быть разложено на несколько более мелких пространственно-временных сущностей.

1.5. Итак, система ЙОГА не думает о геометрическом времени-пространстве или о физико-химическом союзе либо связи с Богом. Это находится в измерениях духовного сознания, которым мы чувствуем то, что находимся в большей близости к нашему Богу, как это бывает, когда мы достигли возвышенной цели ЙОГИ. Что касается Бога, конечно, Он не отделим от нас; это мы отделены от Него. В этом смысле данное отделение является однонаправленным; это мы забыли Его, а не Он нас.

1.6. ЙОГА практиковалась на протяжении столетий, во все эпохи. Мы давно отделены от Него, и это не лёгкая задача – идти к Нему, будучи уже так далеко унесённым от Него. Мы так далеко отступили от Него, что это необходимо заменить конвергенцией или, иными словами, движением к Нему. ЙОГА обеспечивает нас процессом для достижения этой конвергенции. Это требует упорной практики и постоянной бдительности с нашей стороны. Как говорится в Катха Упанишаде:

"Воскресни, проснись!

Достигни своих благодеяний и пойми их!

Край бритвы острый. Труден переход,

Это трудная дорога – заявляют поэты".

(Катха III.14.)

Нет коротких путей; требуется жизнь твёрдой дисциплины. Конечно, вы можете быть в состоянии обманывать других, но вы не можете обмануть себя или своего Бога.

1.7. Многие из нас, как и в других науках и областях учёбы и знаний, воспринимают быстро, а многие другие – медленно и тупо. Многие из нас, словно прирождённые йоги и сиддхи, а другим требуется определённое время, чтобы выучить хотя бы алфавит ЙОГИ. Некоторые нуждаются в постоянной помощи наставника, а другим не нужно долго ждать достижения успеха в практике ЙОГИ и в достижении профессионализма. Сиддхи приобретаются через несколько циклов жизни.

1.8. Разновидность союза, имеющегося в распоряжении учения ЙОГИ, трудно достичь, как и во всех других учениях, но это не должно вести к расстройству. Даже ради небольшого успеха следует предпринять хотя бы маленькую попытку. Он может быть достигнут, если вы обратитесь к Нему с Любовью и Преданностью. Он поможет вам на каждом шагу при вашем движении к Нему. Он знает ваши слабости и ограничения. Идите вперёд "с Богом в сердце и над собой". Он добр ко всем нам. Правильно сказано в Упанишаде:

"Это Высшее "Я" не достичь с помощью инструкции,

Или интеллекта, либо долгого учения.

Его может достичь лишь тот, кого Он выбрал;

Тот, на "Я" которого указывает Его собственная персона".

(Мундака III.ii.3.)

1.9. А что случается, когда достигается подобный союз, рассматриваемый системой ЙОГА? И здесь нам помогают Упанишады:

"Как впадающие в океан реки

Исчезают, утрачивая название и форму,

Так же знаток, будучи освобождённым от имени и формы,

исчезает в Небесной Персоне, которая выше Высоты".

(Мундака III.ii.8.)

Тот, кто достиг высшей стадии в практике ЙОГИ, становится посредством этого властелином своего собственного "я". Он достигает своей самой чистой формы, непорочной и незапятнанной модификациями Пракрити. Он наслаждается, как соучастник, Высшим Блаженством Своего Бога, и ему больше ничего не остаётся, как продолжать быть нежно любимым. Придя в тесное соприкосновение с Богом, йог принимает состояние, которое так хорошо описано в Мундака Упанишаде:

"Узы сердца разорваны,

все сомнения отброшены,

и дела (вместе с их плодами и связанными желаниями) прекращаются,

когда Его видят оба: высшее ("Я") и низшее ("я")".

(Мундака II.ii.8.)

1.10. Никогда не поздно начать практику ЙОГИ. Йог не беспокоится о размерах успеха, которого он достиг. Полный успех может прийти в одной жизни или через несколько циклов жизни. Поэтому, независимо от того, молоды вы или стары, он или она всегда могут начать заниматься. Прогресс на этом пути может быть медленным или быстрым, йог не беспокоится на этот счёт. Все мы имеем свои личные специфические слабости и ограничения, поэтому давайте начнём практиковаться серьёзно. Бог будет с нами, чтобы благословить и помочь. Независимо от того, ребёнок ли вы 6-ти или 8-ми лет или старик 70-ти лет; слабы вы или сильны телом, образованны или нет, много нагрешивший или выброшенный за борт жизни, мальчик или девочка, либо зрелый взрослый человек любого пола, курс ЙОГИ приглашает вас с любовью и искренностью. Вы всегда должны что-то приобретать и ничего не терять.

1.11. Путь ЙОГИ – это не профессия; это призвание и посвящение. Это внутреннее побуждение к самоэволюции. Каждый шаг должен быть процессом самоэволюции. Конечно, будут случаи, когда вам будет стыдно за свои суждения, поскольку большинство из нас имеет привычку переоценивать свои возможности. Хотя мы можем и не устоять перед соблазном огромной жадности и страсти, нас ещё могут увести пустяки, и поэтому, когда мы проснёмся опять, мы обнаружим, к своему удивлению, насколько мы были слабы и что ушёл от нас снобизм нашей привычной и признанной исключительной личности. Природа всегда подвергает йогов таким испытаниям. Подобные неудачи не должны удерживать нас от продолжения пути, поскольку они необходимы для нашей эволюции. Ценность заключается в борьбе, а не в достижениях.

ЙОГИ помогает нам открыть дверь в иной мир, мир своего Бога. В Чхандогья Упанишаде об этом прекрасно сказано:

"Открой дверь в Твой мир, и позволь нам увидеть Тебя,

чтобы получить Независимость".

"Открой дверь в Твой мир, и позволь нам увидеть Тебя,

чтобы получить Широкую Независимость".

"Открой дверь в Твой мир, и позволь нам увидеть Тебя,

чтобы получить Главную Независимость".

"Открой дверь в Твой мир, и позволь нам увидеть Тебя,

чтобы получить Полную Независимость".

(Чхандогья II.xxiv.4, 8, 12, 13.)

Небесный Певец Саман в Чхандогья Упанишаде поёт вышеизложенные строфы в характерных мелодиях Самана, обращаясь к Богу, как к Васу, Рудре, Адитье и Вишвадэве, сидя среди огней Гархапати, Агнидхрии и Ахавании, перед началом возлияния Сомы (утреннего, полуденного, третьего и окончательного) одного за другим. Дверь, ведущая к Независимости Моего Бога, должна быть открыта. Система ЙОГА смиренно предлагает путь к этому.

 

 

 

Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати

Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ

предисловие; глава 1 вступление в йогу

 

Перевод: А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002

 

ВВЕРХ        далее: ГЛАВА 2  АНАТОМИЯ