ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА   ОГЛАВЛЕНИЕ     ВСЯ КНИГА    главная страница

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Пратьяхара

Дхарана

Дхьяна

СРЕДСТВА КРИИ ЙОГИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ОТНОШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

ОБ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru

Уфа, 2002

 

ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Практики крия йоги имеют собственный специфический план развития, который делится на три составные группы. Эти группы объединяются совместно следующим образом:

1. Пратьяхара (отключение чувств).

2. Дхарана (концентрация).

3. Дхьяна (медитация).

Эти три группы практик следуют одна за другой, и конечной является дхьяна, а точнее, то, что находится за ней. Весь этот процесс прогрессивен, естественен и должен исполняться без какого-либо напряжения и чувственных расстройств. Это весьма существенно для обнаружения спон­танного потока дхьяны. По этой причине мы опишем про­цессы более детально.

Пратьяхара

Со дня нашего рождения мы устроены так, что постоянно замкнуты в своих ощущениях на внешний мир и верим, что он является единственной реальностью. Вся наша моти­вация идет прямо от внешних ощущений и переживаний, а в результате нам становится достаточно трудно познать свое внутреннее существо. Это первая преграда в пости­жении йоги, и она крайне трудна для преодоления. Привы­чку легко приобрести, но трудно утратить.

Ум устроен таким образом, чтобы получать сигналы, приходящие к нам из внешнего мира, и отвечать на них. Он развернут в сторону внешнего стимулирования, а так как внешний мир постоянно занимает наши органы чувств, то и наш ум оказывается постоянно занятым.

Действие же пратьяхары направлено в сферу прекра­щения состыковки сознания с чувственными органами. И это, как следствие, вызывает осознание своего внутреннего существа.

Сознание подобно капризному ребенку: оно всегда де­лает противное тому, что вы хотите, а посему, как уже случалось не раз, многие люди, прилагая крайние усилия для того, чтобы отсоединиться от внешнего мира, стать независимым по отношению к нему, из-за своих крайних усилий получали совершенно противоположный результат. Вместо отсоединения от внешнего мира, они получали еще большую привязанность. Зачастую это ведет к расстройст­вам и прекращению работы и, как следствие, к все боль­шему самокопанию и самоуглублению. Крия йога предписы­вает разрешение этой проблемы в своей уникальной, но весьма простой и доступной манере. Она, крия йога, призы­вает войти в дом нашего сознания через обратный вход, то есть в первой группе крий не делается никаких попыток как-то обуздать или обрубить связи с внешним стиму­лированием. Предписывается, чтобы даже глаза, которые получают огромное внешнее воздействие, остались откры­тыми на протяжении всех ранних крий. Это кажется ло­гически противоестественным, но на деле приносит свои результаты и ведет к осознанию своего внутреннего суще­ства. Практикующий, исполняя крий, позволяет появляться чувству внешнего раздражения, не обращая на него какого-либо особого внимания, просто наблюдая его происте­чение. Через некоторое время наше сознание обратится внутрь естественно и спонтанно.

Отключение от внешних источников стимулирования, однако, несет свои собственные проблемы и зачастую при­водит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проб­лемах. У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, отсоединение сознания от внешнего мира ведет к воссоединению и идентификации с истинным соз­нанием. Практикующий начинает в очередной раз размыш­лять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное. В данном случае человек подобен пчеле, которая с громад­ным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобож­дение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя. Так что тот, кто хочет получить реальное про­движение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.

Многие люди пробуют медитировать. Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же пере­полняются подсознательными мыслями и психическими ви­дениями. Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих самскар нашего подсознания. Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из-под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Ему необходимо будет подняться на грань между идой и пингалей, встав на путь сушумны. Это приведет практику­ющего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соот­ветственно, и дхараны.

Особенностью софистического подхода крия йоги явля­ется то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращённостью во внешний мир (мир внеш­них объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки). Такой подход автоматически приводит к фиксированию сознания на сушумне. На ранних практиках, как уже объяснялось выше, глаза бывают откры­тыми в продолжение некоторого времени, затем они за­крываются. Это позволяет сознанию практикующего при­держиваться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самоко­пания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями. В конце концов, тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и авто­матически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхьяну.

В большинстве йогических практик есть общая тенденция закрывать глаза, когда идет медитативная практика, а это легко приводит к сонливости, особенно среди начинающих. Некоторые системы, такие, как допустим, дзен-буддизм, практикуют медитацию с открытыми глазами, чтобы лишить себя этой возможности, а также самокопания и самоуглуб­ления. Но это, с другой стороны, также создает определенные проблемы для новичков, ибо их глаза постоянно блуждают по раздражителям внешнего мира. Крия йога придержива­ется равновесия между этими двумя крайностями. Глаза то открываются, то закрываются через определенные проме­жутки времени, а это приводит к фантастическим резуль­татам. Систематическое и качественное же занятие пратьяхарой в свою очередь приводит непосредственно к дхаране.

Дхарана

После завершения начальной группы крий, по всей вероятности, вы окажетесь в царстве пратьяхары. По сути дела, ваш результат будет зависеть от регулярности и ин­тенсивности практик, а также и от того, в чем — в суматохе или успокоенности — пребывает ваш ум. Пратьяхара легко и автоматически вызывается в успокоенном уме. В то время как ум, находящийся в состоянии хаотического избытка мыслей, потребует от вас еще многих месяцев работы. Кроме того, погружение в пратьяхару зависит и от своего рода благоволения свыше, ибо, казалось бы, человек готов, готовы его тело и ум, но пока что пратьяхара не случается. Однако день на день не приходится, и однажды это происходит. Занимайтесь регулярно, и однажды в особый день при бла­гоприятных обстоятельствах вы можете посредством прать­яхары двинуться еще и дальше — в дхарану, а затем — в дхьяну. Причем помните, что это получится неожиданно для вас, и никто никогда не сможет этого предсказать.

Когда практики пратьяхары будут закончены, глаза следует продолжать оставлять закрытыми. В идеале, на этой стадии и внешние, и внутренние раздражители должны быть успокоены, и тогда в дело вступает вторая группа крий, которая должна привести вас к дхаране. Она посте­пенно, шаг за шагом, направляет ваше сознание по внут­реннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия. По мере прогресса в практиках крий ваш ум станет все более и более сдержан­ным и все более и более целеустремленным. Тогда дхарана начнет получаться совершенно спонтанно.

Отличительной особенностью крия йоги является то, что концентрация никогда сознательно не усиливается. Она возникает спонтанно, по мере исполнения механики крий. Сбитые с толку словом «концентрация», практикующиеся зачастую стараются приложить некие внутренние, а иногда еще и внешние усилия для того, чтобы перейти к после­дующим медитативным практикам, но это ведет только к головной боли и расстройству. Ряд людей напрягает мышцы рта, лица, стараясь напрячь ум и таким образом усилить концентрацию. Они это делают потому, что не знают, что концентрация есть существенная часть высших йогических практик и достичь ее можно, только поднявшись до высших ступеней дхараны, а она должна совершаться совершенно спонтанно. Никакое усиление концентрации, никакое внеш­нее и внутреннее усилие не есть настоящая концентрация. Всякое напряжение ведет к напряжению в уме, что в свою очередь уводит практикующего с пути дхьяны. Спонтанно же получающие концентрация и дхарана ведут к дхьяне.

Дхьяна

Нам, собственно говоря, нечего сказать о дхъяне, так как она по сути дела не поддается выражению в словах, а когда ее познаешь, то тогда уже не нужны никакие слова. Напряженное жонглирование словами обычно ведет только лишь к недопониманию, заинтеллектуализированности и непонятности, поэтому лучше не говорить ничего. Да и, собственно говоря, никаких специальных техник для дхьяны нет. Все техники крия йоги, правильно исполняе­мые, ведут к дхъяне непосредственно.

Следует помнить, что пратьяхару, дхарану и дхьяну связывает единый и непрерывный поток. Никаких жестких делений, какие даем им мы, по сути дела, не существует. Вся классификация, которую мы приводим, существует только для объяснений. Не относитесь к этой классификации как-либо серьезно. Если вы с должным вниманием и рвением отнесетесь к изучению крия йоги, то переход от ступеней будет происходить у вас незаметно и автоматически. Со­вершенно не нужно будет думать «а сегодня я начинаю с дхараны, а потом иду туда-то и т. д.». Все случится само собой. Все, что вам нужно, это только делать практики крий в предписанной нами манере.

СРЕДСТВА КРИИ ЙОГИ

Каждая индивидуальная крия состоит из определенного числа вспомогательных техник. Они являются базисными средствами крия йоги. Большинство этих вспомогательных техник широко известны и практикуются индивидуально. Они могут быть классифицированы и сведены в следующие группы:

1. Асана (положение физического тела).

2. Мудра (внешнее выражение внутреннего положения).

3. Бандха (психофизический замок).

4. Мантра (особые звуковые формы, которые вызывают тонкие ощущения и изменения).

5. Пранаяма (манипулирование дыханием и контроль за праной).

6. Каналы течения физической энергии сознания.

Эти шесть групп техник являются своего рода строитель­ными кирпичами в здании крий. Они скомбинированы в особой, научно обоснованной манере для того, чтобы вы­звать определенные изменения в человеческом существе. А эти изменения, в свою очередь, вызывают процессы пратьяхары, дхараны и дхьяны — то, о чем мы говорили раньше. Отдельно исполняемые эти вспомогательные тех­ники, конечно же, могут принести определенные изменения в ваше физико-психико-ментальное тело, но именно древ­ними йогами было открыто, что интеграция, синхро­низация и смешивание этих техник могут привести к гро­мадному усилению их самих. Что техники, исполняемые одна за другой, гораздо более сильны, чем техники, испол­няемые одна без других или без какого-либо четко опреде­ленного порядка. Эти йоги проверили все на своем личном опыте и посредством этого явились основателями крия йоги. Эти уникальные сочетания, предлагаемые крия йогой, пока­жут вам, что крия йога — это могучая и, мы бы даже сказали, одна из могущественнейших систем. А теперь позволим себе кратко описать эти вспомогательные техники.

Асаны. Это особые специфические позиции для физиче­ского тела. В крия йоге они преимущественно сидячие. Без стабильного, комфортабельного положения, в принципе, невозможно перейти к пратьяхаре и поэтому необходимо научиться принимать асаны и пребывать в них так, чтобы они были комфортны вам и не раздражали ни тела, ни сознания.

Мудры. Это особые физические положения тела, которые вызывают специфические физиологические, психические и ментальные изменения в вашем существе. Мудры, зачастую, используются в бандхе и пранаяме для внутреннего подъема сознания по определенным каналам тока психической энергии.

Бандхи. Это физиологические замки, которые сжимают отдельные участки тела и заставляют его сосредоточиться на них. Они связаны с определенным типом дыхания и концентрацией на вышеупомянутых участках. Кроме физи­ческих изменений, бандхи также продуцируют глубокие физические и ментальные изменения человеческого есте­ства. Они особенно могущественны при включении контроля за праническими силами тела.

Мантры. Существует громадное число мантр, каждая из которых имеет свою специфическую направленность и силу. Две мантры используются на стадии ранних крий.

Пранаяма. В первой группе крий особое внимание отда­ется развитию пратьяхары. Пранаяма же широко исполь­зуется там как средство гармонизации пранических сил нашего тела. Потоки дыхания интегрируются с психиче­скими токами сознания. В поздних криях используются более тонкие формы пранаямы, обычно известные как удджайи. Это оказывает неоценимую помощь при переходе к пратьяхаре и дхаране.

Психические токи сознания. Это витальные аспекты практики крия йоги. Они стали известны благодаря тонкому восприятию древних йогов. Наука о пране была широко распространена, особенно в Индии и Китае. В Китае она вылилась в так называемое тонкое знание об акупунктуре. В Индии же это развилось в пранаяму и пранавидью (науки о потоках праны). В крия йоге сознание движется по особым каналам физического тела. Движение по ним, в свою оче­редь, вызывает изменения в праническом и психическом токах тела. Эти гармонизирующие токи воздействуют на наиболее тонкие аспекты человеческого существа и оказы­вают большую помощь в развитии пратьяхары и дхараны.

Эти шесть типов техник являются базисными средствами крия йоги. Даже действуя по отдельности, они являются мощными физио-психико-психологическими инструментами. Когда же они скомбинированы в определенные структуры, они становятся йогическим «бульдозером», который не знает преград. Все они воздействуют особым тонким способом на праническое и ментальное тело. Они превращают суще­ство практикующего в сверхчувствительный и мощнейший инструмент восприятия.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Каждая крия имеет особую взаимосвязь с предшеству­ющей и последующей криями. Каждая крия воздействует на прочие крии в особой манере, а посему порядок их использования оказывается исключительно важным. Если же они исполняются в неправильном порядке, то практика будет приносить не то чтобы даже слабый результат, но и более того, она может привести к негативным последствиям. Правильный порядок практик позволяет телу-сознанию быть системно сбалансированным, а посему мы настоятельно рекомендуем вам практиковать крии только в указанном нами направлении.

Каждая крия также фиксирована по времени и по числу повторений. Вы можете сказать, что протяженность прак­тики крии — это вещь достаточно спорная, но в действитель­ности, то что мы рекомендуем — это оптимальная протяжен­ность для извлечения оптимальных результатов. Помните: крия йога — это результат сотен и даже тысяч лет экс­периментов бесчисленного количества йогов, и поэтому ничто в этой системе не может быть спорным и неполно­весным. Так что исполняйте каждую крию только при указанной протяженности, не больше и не меньше и в правильной последовательности.

ОТНОШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

Когда мы будем делать крия йогу, необходимо развить в ней такое отношение, чтобы стараться, не стараясь, и делать, не делая. Это, конечно же, нелегко, но такое отно­шение приносит величайший результат. Однако прежде, чем вы будете пользоваться этим методом, помните, что сначала надо научиться делать каждую крию правильно.

При выполнении крии следует делать их так, чтобы они доставляли радость. Если же вы будете делать крии с удовольствием, без ощущения, что вы тянете какую-то очень трудную ношу, то в этом случае вы достигнете самых хороших результатов. Постарайтесь интегрировать практики крии в ваш ежедневный распорядок жизни. Они должны стать привычкой. Люди по-разному завтракают. В основном без усилий и без напряжения, но есть и такие люди, которые едят с трудом и без желания. И есть те, кто едят с аппетитом и энтузиазмом. Так же и в практиках крия йоги. Так что постарайтесь смотреть вперед, не обращая внимания на сегодняшние проблемы. И тогда у вас будут и энтузиазм, и радость при практике каждой крии.

А если же вы дополните свое отношение и еще бес­цельностью, имея определенную цель, и будете действовать без усилия через усилие, то тогда вы будете полностью на правильном пути. Постарайтесь не прикладывать никаких серьезных чувств к тому, что вы делаете. Позвольте криям просто «случаться», так чтобы они исходили из мандалы вашего существа.

ОБ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Отсутствие желания результата воздействует на нас точно так же, как и предыдущая идея о цели без цели. Поста­райтесь делать практики крии без ожидания того, что они принесут вам какие-то великие результаты. Каждому очень хочется результата, однако постарайтесь избегнуть этого, хоть это и не так легко. Ваша задача — это регулярное исполнение практик с минимальным ожиданием результата от ваших опытов. Если вы человек верующий, то тогда исполняйте крии как своего рода богослужение, если же вы неверующий, то делайте крии для самих себя. В Уддхавад-гите Шримад Бхагаватам говорится: «Богослужение, испол­няемое без ожидания награды, — это саттва. То, что делается с ожиданием награды, — это раджас, а то, что делается с целью нанесения вреда другим, — это тамас».

Постарайтесь же делать практики крия йоги с саттвическим отношением, с отсутствием ожидания резуль­татов. Садхана может исполняться как богослужение, а может нет, — это не важно, важно лишь ничего не ждать.

Дхьяна не творится какими-либо усилиями... она слу­чается. Она случается спонтанно, когда сознание полностью свободно от эгоистических мотиваций, ожидание же рождает напряжение в сознании, которое и препятствует дхьяне.

Постарайтесь не интеллектуализировать практики. Это будет мешать трансформирующейся силе крия йоги воздей­ствовать на вас. Практикуйте, а ответы придут в свое время, и не беспокойтесь нисколько о том, будет ли прогресс или не будет, просто делайте практики регулярно. Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее вы достигнете успеха. Позвольте событиям происходить так, как они этого хотят. В тот момент, когда вы перестанете ждать и почувствуете себя полностью расслабленным, случится дхьяна, которая будет совершенно спонтанна. Когда вы будете пусты, это наполнит вас до краев.

Вы можете двигаться по тропе и веры, и неверия, это не столь существенно, главное, не ожидать результатов от духовных опытов, ибо ожидание означает эго, а эго не позволит достигнуть дхьяны. Там, где есть эго, не может быть медитации, ибо там, где есть ночь, не может быть дня. Это полные противоположности. Так что делайте садхану крия йоги регулярно, интенсивно и без ожидания. Не ожидайте ничего, и вы получите все и даже больше.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Пратьяхара Дхарана Дхьяна СРЕДСТВА КРИИ ЙОГИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ БЕЗ УСИЛИЙ

ОБ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2002

ВВЕРХ  далее: ПРЕДПИСАНИЯ И ПРАВИЛА

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ПРАВИЛА

Диета

Болезнь

Предписания для тела и сознания

Изучение подготовительных техник

ОСОБЫЕ СОВЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

Холодное обливание

Место для практики

Одежда

Свет

Очистка носа

Расслабление и подготовительные стадии

О сидячих позициях

Сознательность

Прерывание практик

Регулярность