оглавление
вся книга главная
страница
Шри Свами ШИВАНАНДА.
Гьяна ЙОГА (Часть 3)
Перевод: Александр ОЧАПОВСКИЙ - Уфа, 2001
Оглавление
Предисловие переводчика
Правила чтения Санскрита
Аннотация и предисловие Шивананды
Общая молитва
Я – Бессмертный Брахман
Гуру Гита (Тхарс-Сунаджа)
Один минус Один равняется Одному
Пять важнейших моментов в Веданте
. . . . Часть 1
Глава 1.1. Сад-Гуру
Глава 1.2. Гуру и Адхикари
Глава 1.3. Гуру и посвящение
. . . . Часть 2
Глава 2.1. Разделы Гьяна Йоги
. . . . 2.1.1. Брахман
. . . . 2.1.2. Майя и Авидья
. . . . 2.1.3. Вайрагья
. . . . 2.1.4. Контроль ума
. . . . 2.1.5. Предварительная Садхана
. . . . 2.1.6. Практикуйте медитацию
. . . . 2.1.7. Устраните препятствия
. . . . 2.1.8. Получите опыты
. . . . 2.1.9. Станьте Дживанмуктой
Глава 2.2. Сущность Гьяна Йоги
Глава 2.3. Три метода исследования
Глава 2.4. Три способа различения
Глава 2.5. Садхана Гьяна Йоги
Глава 2.6. Медитация на Ом
Глава 2.7. Тат Твам Аси - Махавакхья
Глава 2.8. Адвайта и Вишиштадвайта
Глава 2.9. Индивидуальная душа
Глава 2.10. Мокша или освобождение
Глава 2.11. Чем является это эго?
Глава 2.12. Джнанамрита
. . . . - 1 -
. . . . - 2 -
. . . . - 3 -
. . . . - 4 -
Глава 2.13. Веданта и массы
Глава 2.14. Интуиция – золотой ключ благословения
Глава 2.15. Интуиция – главный источник знания
Глава 2.16. Мир нереален
Глава 2.17. Станьте Сваратом или королём своего Я
. . . . Часть 3
Глава 3.1. Брахма Видья и Упанишады
Глава 3.2. Брахман
Глава 3.3. Брахман существует
Глава 3.4. Творение
Глава 3.5. Доктрина Майи
Глава 3.6. Доктрина Авидьи
Глава 3.7. Майя и Авидья
Глава 3.8. Зачем этот бег за тенью
Глава 3.9. Внутреннее Правительство
Глава 3.10. Виджнана Йога
. . . . Часть 4
Глава 4.1. Атма отличен от трёх тел
Глава 4.2. Атма является свидетелем трёх состояний
. . . . 4.2.1. Три Авастхи
Глава 4.3. Атма отличен от пяти Кош
Глава 4.4. Атма – это Сат-чит-ананда
. . . . 4.4.1. Атма – это Сат
. . . . 4.4.2. Атма – это Чит
. . . . 4.4.3. Атма – это Ананда
. . . . 4.4.4. Пять характерных осбенностей Атмы
Глава 4.5. Йога мудрости
Глава 4.6. Дживанмукти и Видехамукти
Глава 4.7. Видехамукта
. . . . Часть 5
Глава 5.1. Практический аспект философии
Глава 5.2. Философия ума
Глава 5.3. Философия желания
Глава 5.4. Философия сна
Глава 5.5. Капли нектара
. . . . - 1 -
. . . . - 2 -
. . . . - 3 -
. . . . Часть 6. Приложения
Глава 6.1. Рибху Гита
. . . . - 1 -
. . . . - 2 -
Глава 6.2. Инструкции Шри Рамы Хануману
Глава 6.3. История Аштавакры
Глава 6.4. Истинная Вайрагья
Глава 6.5. Вивека Прашноттари
Глава 6.6. Вайрагья Маля
. . . . 6.6.(а) Не доверяйте нервам
. . . . 6.6.(б) История алчного Брахмана
6.6.(в) Выдержки из работ Шри Шанкары
. . . . 1. Молитва
. . . . 2. Страдание в утробе
. . . . 3. Физическое тело
. . . . 4. Женщина
. . . . 5. Самсара
. . . . 6. Сын – источник несчастья
. . . . 7. Богатство и удовольствие
. . . . 8. Желание
. . . . 9. Заблуждающийся ум
. . . . 10. Брахмачарья
. . . . 11. Различение
. . . . 12. Что такое Вайрагья
. . . . 13. Значение человеческого рождения
. . . . 14. Слава Самореализации
. . . . 15. Как освободиться от заблуждения
Глава 6.7. Цветы мудрости
. . . . Таблица 1. Три Авастхи.
Глава 3.1. Брахма Видья и Упанишады
Школа философской мысли, известная как Веданта, называется также Уттара-мимамса.
Основателем философской системы Веданты был Бадараяна Вьяса. Основателем школы
Пурва-мимамсы был Джаймини, ученик Шри Вьясы. Подразумевалось, что
Пурва-мимамса исследует в Ведах раздел Мантры, а Уттара-мимамса исследует в
Ведах раздел Упанишад. Иными словами, Пурва-мимамса исследует Карма Канду, а
Уттара-мимамса имеет дело с Джнана Кандой. Брахма Сутры Бадараяны или Шри Вьясы
назывались Веданта Даршаной. Они так назывались, так как основаны на
Упанишадах, конечной или финальной части Вед. Эти Брахма Сутры вышли,
по-видимому, из гармонизации Бадараяной противоречивых текстов Упанишад.
Бхашья, написанная Шри Шанкарачарьей по Брахма Сутрам, известна как Шарирака
Бхашья.
Веды, каждая из которых имеет Самхиту, Брахману, Араньяку и
Упанишады, снова подразделяются на две части: Карма Канду или раздел работы и
Джнана Канду или раздел знания. Первая ведёт человека к миру с помощью счастья
и наслаждения в Сварге или на небесах, а последняя – к Мокше или освобождению.
Разделы Самхита и Брахмана составляют Карма Канду, а Араньяки и Упанишады
образуют Джнана Канду. Упанишады имеют дело с Брахма Видьей или тем знанием, с
помощью которого можно достичь Брахмана. Упанишады как последняя часть Вед
являются Ведантой, окончанием Вед. Разделение Риг Веды и других Вед дали четыре
части. У них много ответвлений. Точно так же – в Упанишадах. В Риг Веде 21
раздел. В Яджур Веде 109 разделов. В Сама Веде 1000 разделов. В Атхарвана Веде
50 разделов. В каждом разделе есть одна Упанишада.
Слово Упанишада образовано прибавлением Крип – суффикса и
префиксов "Упа" и "Ни" к корню "Шад", означающему
(1) разрушать или убивать, (2) достичь и (3) распускать. Слово
Упанишада означает знания познаваемого бытия, внушённые работой, которая должна
быть комментирована. Здесь объяснено, каким этимологическим процессом это
знание обозначено термином Упанишада. Это знание названо Упанишадами из-за
добродетели её значения, которое уничтожает или разрушает семя Самсары, такое,
как невежество и инертность, у тех искателей освобождения, которые лишены всех
желаний относительно видимых и слышимых объектов. Приобретите знание, названное
Упанишадами, которые позже будут объяснены, и с твёрдо концентрированным на
этом умом медитируйте. Как будет позже сказано, "хорошая установка
освобождает от челюстей смерти". Знание Брахмана называется Упанишадами,
потому что оно ведёт к Брахману. В нём искатели освобождения, описанные только
что, достигают высшего Брахмана. Как будет сказано позже, достигнув Брахмана,
человек становится нетленным и бессмертным. Термин "Упанишады"
означает "знание Агни" из-за его связи со значением корня
"распускать". Знание Агни, первого рождения, знатока, рождение
Брахмана – предмет второго блага, - ведёт к достижению небес и роспуску или
ослаблению многочисленного горя, такого, как пребывание в чреве, рождение,
старость и т.д. постоянно повторяющихся в этом мире. Позже будет также сказано:
"достигнув небес, они наслаждаются Бессмертием". Это может убедить,
что ученики употребляют термин "Упанишада" даже к этой книге,
поскольку они говорят: "мы будем изучать или учить Упанишады". Это не
ошибка, так как значение корня Шад, то есть уничтожение причины Самсары и т.д.,
не может быть применено просто к работе, но применимо к знанию. И даже просто
работа тоже может быть обозначена этим словом, поскольку она служит той же
самоцели, так как сказано: "топлёное масло поистине является жизнью".
Следовательно, слово Упанишада используется в первоначальном смысле, когда оно
употребляется для обозначения знания, но оно используется вежливо, то есть во
втором смысле, для обозначения работы. Итак, простое аналитическое объяснение
слова Упанишада тем, кто полностью компетентен в достижении состояния знания.
Всё дело знания, как было сказано, это полное освобождение от оков Самсары,
заключающееся в достижении Брахмана.
Значение Упанишад может быть или ослаблением огромного зла,
представленного рождением, старостью, болезнью и т.д. у людей, которые
доброжелательны к этому знанию Брахмана, и приближает их к вере и преданности;
или поскольку оно приближает их к Брахману; или поскольку оно полностью
уничтожает причину Самсары, такую, как невежество и т.д. Это несколько значений
корня "Шад", следующего за "Упани".
Шри Рама говорит Хануману: "Единственным средством, с помощью
которого можно достичь конечного освобождения, является Мандукья Упанишада. Её
достаточно для спасения всех учеников. Если Джнана не достигнута с её помощью,
чаще изучай Упанишады. Ты скоро достигнешь Джнаны, а затем – моего места. О сын
Анджаны! Если твоя Джнана не сделана твёрдой, хорошо изучай 32 Упанишады. Ты
достигнешь освобождения. После Видеха Мукти изучай 108 Упанишад".
Упанишады являются мистическими опытами Риши. Упанишады, Гита и
Брахма Сутры технически названы Прастханатрая. Это три авторитетных книги по
индийской философии. Любой учитель, заявляющий о себе как об Ачарье и который
хочет открыть новую школу мысли, должен написать комментарий к этим трём
важнейшим книгам. Все вышеуказанные Ачарьи: Шри Шанкара, Рамануджа и Мадхва –
написали комментарий к этим книгам.
Глава 3.2. Брахман
С незапамятных времён Веды провозглашают: "Экам Сад Випра
Бахуда Ваданти" - "Существование Одно, Мудрецы называют его разными
именами" (Риг Веда, 1-164-146). Бог, Брахман, Аллах, Ишвара, Иегова,
Ахурмазда и т.д. есть одно. Я предлагаю своё поклонение тому Высшему Существу –
"Единой вечной однородной сущности, неделимой массе блаженства и
разума", которого мудрецы описывали разнообразными способами через
разнообразие интеллекта.
Вначале существовал один Брахман, который существует один без
второго. Когда тьма сменяла тьму, было только Существование. Никто не знает,
как пришла к существованию эта вселенная. В Риг Веде вы найдёте: "Кто
здесь знает, кто здесь может заявить, откуда пришло всё это разнообразие
Вселенной? Даже Дэвы появились позже этого творения; кто знает, откуда это
взялось?" (Риг Веда, 8-17-6).
Существует один Атма. Он проявляется в виде объектов, который мы
узнаём: подобно тому, как верёвка кажется змеёй. Атма принимает внешность этих
феноменальных объектов. Тот Брахман есть Душа во всех вещах. Тот Брахман
существует без причины и следствия, без чего-либо внутри и снаружи, без
дефектов или нечистоты, без длины и ширины, без цвета, очертания или формы. Тот
Брахман существует без конечностей, частей, без имени и касты, без рук и ног.
Тот Брахман есть воплощение мудрости, мира и блаженства. Он сияет сам по себе.
Он самосветящийся. Все объекты, которые вы узнаёте снаружи, действительно
существуют в высшем Я. Все объекты сияют за ним, то есть они заимствуют свой
свет у самоизлучающего Атмы. Весь мир существует в Брахмане. Он кажется внешним
благодаря силе Майи, подобно тому, как ваше тело видится в зеркале.
Как можно описать славу и величие Брахмана?! Даже Веды воспевают
Ему хвалу в соответствии с их ограниченной возможностью. Никто не способен
обнаружить Его начало или конец. Он ходит без ног, обнимает без рук, слышит без
ушей, видит без глаз, ощущает вкус без языка, чувствует запах без носа, ощущает
без кожи, говорит без рта, поскольку Он является массой чистого Сознания. Он
всепроникающий. У Него всюду руки, ноги, глаза, головы, лица. Он –
замечательная сущность. Он находится за пределами достижения умом и речью. Вы
не можете Его видеть физическими глазами, но вы можете осознать Его с помощью
своего чистого, острого, утончённого интеллекта после очищения ума от всех
вредных тенденций.
Глаз не может воспринять Его. Ум не может постичь Его. Грубый
мирской интеллект не может охватить Его. Речь не может описать Его. Речь
возвращается назад вместе с умом, так как неспособна описать Его в адекватных
терминах. Мы заходим в тупик в своих попытках описать Его; Его слава
неописуема. Описать Его - значить отрицать Его. Как может ограниченный ум
охватить Безграничное? Но Он может быть непосредственно осознан тем учеником,
который снабжён четырьмя средствами спасения, который постоянно занимается
медитацией, который обладает острым, чистым интеллектом.
Мудрецы выразительно заявляют, что Брахман или Вечный – это
"То, что находится выше недифференцированного", "То, что не
рождено, подобно причине или следствию", "То, от чего отступают в
растерянности речь и ум", "То, что не является ни этим, ни тем,-
Нети, Нети" и т.д. Он действительно является неустановленным Сат. Он –
реальность реальностей (Сатьясья Сатьям).
Брахман – это масса интеллекта (Чидгана, Виджнанагана, Прагьянагана).
Он лишён каких-либо иных характерных особенностей. Он лишён каких-либо
различий. В Брихадараньяке Упанишаде 4-13 вы найдёте: "Подобно тому, как
масса соли солёная ни изнутри, ни снаружи, а вся является вкусовой массой,
точно так же то Я ни внутри, ни снаружи, а является единой массой Знания."
Подобно тому, как кусок соли внутри и снаружи одного и того же солёного вкуса,
не содержит какой-то другой вкус, точно так же тот Брахман изнутри и снаружи
имеет один и тот же разум. Изнутри и снаружи находятся только умственные
творения. Когда ум тает в тишине, исчезают идеи внутреннего и внешнего. Мудрец
познаёт лишь одну безграничную, гомогенную массу сознания.
Акаша или эфир – тонкий, всепроникающий и непривязанный. Поэтому
его сравнивают с Брахманом. Шрути выразительно заявляют: "Акашават
Сарвагата Нитья" – "Подобно всепроникающему и вечному эфиру, если
горшок разбит, эфир горшка не получает каких-либо повреждений; точно так же он
не привязанный (Асанга)".
Подобно тому, как дом существует для чьей-то надобности, точно так
же уши, глаза, руки и ноги существуют для использования Правителем ушей, глаз и
т.д., который совершенно отличен от ушей и т.д. Этот Правитель является
подлинным безграничным "Я". Это – Внутренний Правитель. Он –
Бессмертный. Он является чистым сознанием. Способность ушей слышать звуки,
способность глаз узнавать объекты зависят от интеллекта этого Правителя.
Подобно тому, как Луна заимствует свой свет от Солнца, эти чувства заимствуют
свои света, интеллект и силу от источника, а именно, от Атмы, которая является
Правителем. Поэтому можно сказать, что Атма является ухом ушей, глазом глаз,
Праной Пран, умом умов.
Атма отличен от Познаваемого. Он также вне непознаваемого. Он
неисчерпаем. Это не значит, что Он – небытие или пустота, или негативное
представление, или метафизическая абстракция. Он является массой знания или
чистого сознания. Сознание твёрже камня, платины или золота. Он – единственная
истинная обитающая сущность, субстрат для всего.
Глава 3.3. Брахман существует
Приветствия тому недвойственному Брахману, который является
беспричинной причиной, источником для этого мира и для деятельности органов
чувств, ума и Праны! Приветствия внутреннему Жителю наших сердец, которого
можно познать с помощью Ведического метода Шраваны, Мананы и Ниддхидхьясаны
людьми с очищенным интеллектом, в которых велика вера в Шастры и в духовного
наставника, и чья преданность им столь велика, как Богу!
Считается, что Брахман не существует по следующим причинам:
- Всё, что существует, воспринимается органами чувств благодаря своим
особым атрибутам, как горшок и т.д. Всё, что не существует, – не постижимо,
например, рог зайца, небесный лотос и т.д. Брахмана нельзя постичь: он не может
быть постигнут благодаря своим атрибутам; он не существует. Эти аргументы
неверны и слабы, поскольку Брахман является причиной эфира и т.д. Нельзя
говорить, что тот Брахман не существует, поскольку эфир и т.д., чьей причиной
является Брахман, воспринимается чувствами. В мире известно, что то, из чего
возникло нечто, существует, например, глина, семя и т.д., которые являются
материальной причиной горшка, дерева и т.д. Следовательно, Брахман существует,
поскольку он является причиной эфира и т.д. В мире мы не воспринимаем чувствами
то, что рождено ничем. Если название, форма и т.д. являются продуктом из
ничего, они не могут быть восприняты чувствами. Но они воспринимаются как
таковые. Следовательно, Брахман существует. Шрути также заявляют: "Как
существование может быть порождено несуществованием? Как нечто может
восприниматься из ничего?" Отсюда можно сделать вывод, что нечто не может
быть произведено из ничего. Отсюда вывод: Брахман существует.
Вы очень любите свои волосы на голове. Вы ежедневно расчёсываете
их и втираете масло, но вы выбросите тот же волос, если он попадёт в чашку с
молоком. Вам неприятно даже его касаться. Любя волосы, вы любите только самого
Себя, своё собственное Я. Волосы кажутся красивыми и привлекательными, так как
ассоциируются с телом Дживы и с Чайтаньей или сознанием, которое стоит за
телом. Когда вы видите шёлковое сари в магазине, оно непривлекательно; но когда
оно надето на тело женщины, оно весьма привлекательно и прекрасно, поскольку
теперь оно связано с Чайтаньей. Это даёт ключ к тому, что Атман существует и что
Атман олицетворяет красоту.
Великого короля не могут видеть обычные люди или крестьяне. Но они
ежедневно видят Дэвана, Тахсилдара и других вельмож. Хотя они знают, что
существует король, который выше Правителя штата. Точно так же высшее Я,
являющееся источником всего и которое является Внутренним Правителем всех
существ, нельзя увидеть. Вы можете сделать вывод о Его существовании, глядя на
Солнце, Луну, звёзды и другие чудесные объекты вселенной, которые
свидетельствуют о Его высшей славе и невыразимом великолепии.
Чтобы указать, что Брахман существует даже как источник нашей
физической деятельности, дыхания и т.д., и чувственного наслаждения, Шрути
показывают, что Брахман является причиной обоих.
Брахман существует вот ещё почему. В чём причина дыхания? Поскольку
дыхание и другие виды деятельности видны, дыхание поднимается и опускается в
теле с помощью Праны и Апаны. Функции жизненных потоков воздуха и чувства
осуществляются комбинацией тела и чувств. Это соединение во взаимозависимость,
осуществляемое ради благополучия одной единственной сущности, невозможно без
независимого смышлёного существа, хотя мы его не видим иначе. Например, песок,
известь, кирпич не соединятся вместе без разумного существа, которое снаружи их
всех, которое занимает дом, как его Бог.
Комбинация различных элементов является жизненной необходимостью
для сущности, совершенно отличной от составляющих элементов. Например, дом,
построенный из различных составных материалов, есть средство для пребывания
человека или любого другого живого существа, совершенно отличного от
составляющих материалов. Так же и тело, состоящее из различных материалов,
предназначено для целей одного, совершенно отличного от составляющих элементов.
Это один из аргументов, принятый школой Санкхьи для доказательства
существования Пуруши, чистого принципа интеллекта, пребывающего внутри и, тем
не менее, совершенно отличного от тела, которое состоит из различных
модификаций Пракрити или материи.
Атман означает здесь монарха, проживающего во дворце этого тела,
для чьей цели различные функции, чувства выполняют соответствующие обязанности.
Шрути заявляют, что Брахман, являющийся олицетворением блаженства
и радости (Раса), являющийся самой сутью нашего существа – это источник нашей
жизни и деятельности наших чувств. Без Брахмана глаза не могут видеть, уши не
могут слышать, Праны не могут совершать свои соответствующие функции. Концом и
целью существования или целью жизни является достижение вечного блаженства
Брахмана. Человек хочет длительного счастья. Из-за невежества он ищет его во
внешних объектах. Он терпит неудачу в этом направлении. Затем он использует
различение, поиски внутри себя, направляет свой ум внутрь и обнаруживает
бессмертное блаженство в своём собственном Я или Атме с помощью медитации.
Единственный путь, по которому следует сенсуалист – это зигзагообразный маршрут
к жилищу высшего блаженства. Каждое мгновение жизни существует лишь для
движения к Сатчитананда Брахману.
Если эта Ананда (блаженство) не существует в высшем эфире в
глубине сердца, кто же тогда в мире действительно может дышать? Следовательно,
Брахман существует.
Подобно причине страха в невежественном человеке и бесстрашия в
мудреце, существует Брахман. Можно стать бесстрашным, достигнув нечто
существующее. Не разумно, что свобода от страха может быть достигнута тем, что
не существует. Прекращение страха определённо не может произойти в результате
обращения к несуществующему существу.
Когда знаток Души сосредоточен в своём собственном Я, когда он
покоится в своей собственной Сатчитананда Сварупе, он ничего больше не видит,
не слышит и не вкушает. Вы можете бояться другого, но не можете бояться своего
собственного Я. Какой может быть страх у того, кто всюду видит своё собственное
Я? Следовательно, один Брахман является для знающего источником бесстрашия.
Когда имеются различные источники страха в этом мире, Знающие или Дживанмукты
остаются бесстрашными. Это само по себе ясно указывает, что Брахман,
освобождающий Знающего от всех видов страха, существует. Если бы Брахман не
существовал, Брахмины не могли бы достичь бесстрашия. Следовательно, поскольку
Брахмины обнаруживают бесстрашие, существует причина их бесстрашия.
Пусть все вы осознаете всеблаженного Брахмана, который свободен от
всякого страха, забот и тревог! Пусть все вы достигнете цели жизни, summum
bonum существования, с помощью Шраваны, Мананы и Ниддхидхьясаны, вооружив себя
четырьмя средствами освобождения: Самой, Дамой, Шат Сампатом и Мумукшаттвой!
Глава 3.4. Творение
Приветствую наиболее досточтимого Высшего Пара Брахмана, который
является Внутренним Обитателем всех существ; который создаёт, охраняет и
разрушает этот мир в Себе; который является неизменным субстратом, находящимся
за всем этим физическим феноменом; Кто управляет работой всех органов действия,
знания и Пран; который остаётся тем же при всех меняющихся поверхностных
условиях внешнего мира; и Кто поддерживает, утешает, управляет и бережёт всех и
каждого!
У думающего ученика в голове имеются определённые сомнения в
отношении сотворения этого мира. Если мир сотворён Ишварой, как он одновременно
может быть также Акартой? Если настоящее рождение является результатом прошлой
Кармы, тогда с какой Кармы начал свою жизнь первый человек? Кто в
действительности создал этот мир? Эти и многие другие вопросы мучают ученика
философии по мере исследования. Эти вопросы прояснятся, подобно солнечному
свету, для того ученика, который регулярен в своей Садхане, чья преданность
Богу велика и чья преданность наставнику равна преданности Богу; тому, кто
наделён ясным и острым интеллектом и кто посвящает часть дня созерцанию.
Творение является таинством. Творение – Анади (безначально).
Творение – это просто проекция того, что существовало прежде. Это просто Брахма
Санкальпа.
Таинственным является путь Кармы. Карма – это Анади. Только когда
вы достигнете знания Души, иллюзии исчезнут, и теория Кармы, теория творения и
другие подобные трансцендентальные вопросы станут такими же ясными, как фрукт
Амаляки в руке. Хрупкий человеческий интеллект без помощи интуиции и Милости
Бога слишком слаб для понимания этих тонкостей работы универсального закона,
который правит миром.
Индийская религия учит нас, что Бог создал этот мир с людьми,
животными и т.д. ради собственного развлечения (Лила). С помощью Своей простой
Санкальпы (силы мысли) он создал весь мир и первого человека, известного в
наших священных писаниях по имени Ману. Это был самый совершенный человек. Он
написал все законы для человечества, для тех, кто пришёл после него. Это носило
название Кодекса Ману. Он содержал все законы Дхармы, морали, политики, науки и
все законы для спокойной деятельности вселенной. Первый человек, Ману, был
Амшей или частью Самого Бога; и он не был рождён благодаря каким-то своим
прошлым действиям или Карме. Ману является Манасапутрой (сыном, сотворённым с
помощью простой мысли) Брахмы.
Этот мир является проявленным аспектом Бога. Когда не было
творения, в начале Он был один. После творения Он также остался недостижимым и
свободным, подобно эфиру в горшке. Глиняный горшок изнутри и снаружи заполнен
эфиром, но эфир вовсе не достижим существованием или несуществованием горшка.
Точно так же и Бог является всепроникающим и заполняющим, внутри и снаружи всех
существ и всегда остаётся недостижимым. Он руководит действиями всех существ,
но Он не деятель. Он просто свидетель действий органов. Он даёт могущество и
силу органам. Итак, можно сказать, что Он является деятелем, но в то же время
Он – Акарта и Асанга (недеятель и недостижимый).
Различных взглядов относительно творения придерживались разные
Ачарьи или основатели различных систем философии. Шри Шанкара, представитель
философии Кеваля Адвайта, объясняет творение как Майю, иллюзорную силу Бога,
присутствующую в Нём. Выражение этой иллюзорной силы называется Майей, оно и
является причиной творения. Он говорит, что творение является простым
наложением, подобно наложению образа змеи – в верёвке или образа воды – в
пустыне. Не существует ни змеи в верёвке, ни воды в пустыне. Бог обладает Майей
под Своим совершенным контролем. Индивидуальная душа является слугой Майи или
Авидьи. Когда Джива достигает свободы от невежества, он приобретает знание
неизменного Брахмана.
Другой точки зрения относительно творения придерживаются
Упанишады. Как был создан этот мир? На это Упанишады отвечают так: - Бог не
создавал этот мир, подобно гончару, который делает горшки. Но этот мир
происходит из Него, подобно тому, как волосы растут на теле человека. Подобно
тому, как человек не знает о росте волос на голове и лице, точно так же Бог не
знает и остаётся безучастным к творению этого мира, хотя оно исходит из Него
одного. Примерно таким образом в отношении творения Бог остаётся как Карта и
Акарта. Подобно тому, как паук вьёт паутину из своей слюны, а потом поглощает
её в себя, так же и Бог не нуждается в оказании какой-либо внешней помощи для
сотворения этого мира. В конце Он растворяет эту Вселенную в Себе. Он
самосуществующий и самосветящийся. Он всезаполняющий. Он – высшая причина.
Аджативада, выдвинутая Шри Гаудападачарьей, полностью отрицает
творение мира. Согласно ей, творения нет вовсе. Мира не существует в трёх
периодах времени: прошлом, настоящем и будущем. Существует один Брахман. В нём
нет даже следа различия. Бог, человек и мир разных названий и форм – это лишь
плод невежества. В ней утверждается и доказывается, опровергая все нападки
сомнения, что творение в трёх периодах времени вообще не существует. Это
кульминация философии Веданты, которая не опровергнута по сей день.
Только когда вы предполагаете, что творение существует в
действительности, возникают вопросы относительно того, кто создал его, как оно
было создано и так далее. Люди, которые не наделены острым и различающим
интеллектом, кторые не могут понять истинный смысл Ведантических Истин и
которые не могут жить в духе этих учений, борются с этими узловыми проблемами.
Но в момент, когда они осознают скрытую Реальность, все сомнения исчезнут,
подобно темноте перед ярким светом.
Поскольку мир никогда не был создан вообще, вопросы о том,
"кто создал мир, как и почему он был создан и т.д." остаются
нераскрытыми для нашего полного удовлетворения. Как может быть описана
несуществующая вещь? Разве можно обсуждать такие вопросы, как: "Сколько
зубов у вороны? Сколько яиц может снести слон? Насколько глубока вода в
пустыне? Сколько рогов у зайца? Сколько детей родила бесплодная женщина?"
Это бесполезные и неуместные вопросы.
В действительности Джива или индивидуальный дух создаёт этот мир
названий и форм из-за своего собственного невежества и заблуждения. Когда он
достигнет знания о Душе по Милости своего духовного наставника, он растворяет
внешний мир в себе и всюду видит своё собственное Я. Он всюду видит единство.
Он удивляется, когда думает о двойственности мира. Мир различия кажется ему
простым сном, и он с удивлением восклицает: "Куда исчез этот мир, полный
чар Майи, который до сего момента ослепительно сверкал перед моими
глазами!"
Глава 3.5. Доктрина Майи
Вы должны постараться понять правильное значение Майи, которая
является главной характерной особенностью Веданты или Кеваля Адвайты, школы Шри
Шанкары. Термин Майя появляется в Шветашватаре Упанишаде и в Гите, глава 7-14,
"Мама Майя Дуратьяя" – божественная иллюзия Души. Шветашватара
Упанишада (4-10) заявляет, что Майя есть материальная причина мира, и
обладателем Майи является великий Бог. Майя является той частью примитивного
неразумного принципа, в котором чистая Саттва не подчинена Раджасу и Тамасу.
Иными словами, та часть, в которой преобладает чистая Саттва, называется Майя.
Мир считается Майей, поскольку его нельзя воспринять как реальный.
Существует ли Майя в действительности или нет? Последователи
Адвайты отвечают: "Нельзя сказать, существует или не существует эта
непостижимая, неописуемая Майя. Это странный феномен, который нельзя описать
каким-либо законом природы. Майя является Анирвачанией, то есть не поддающейся
описанию. Это ни Сат (реальность), подобно Брахману, ни Асат (нереальность),
подобно сыну бесплодной женщины или рогу зайца, или цветку лотоса в небе.
Феномены, созданные фокусником, в действительности не существуют, поскольку они
скоро исчезают. Сам фокусник хорошо знает, что это просто иллюзия. Но мы не
можем сказать, что они вообще не существуют, поскольку мы осведомлены о
феномене, хотя только на короткое время. Мы не можем быть осведомлены о вещи,
которая вообще не существует, подобно цветку лотоса в небе. То же самое
касается феномена, называемого вселенной, который представляется отдельным от
Брахмана. Это подобно серебру, для которого перламутр является заблуждением.
Трудно понять, как бесконечное выходит из себя и превращается в конечное.
Фокусник создаёт перед нами из ничего дерево манго. Дерево здесь, хотя мы не
можем объяснить это. Поэтому мы называем это Майя или иллюзия.
Если мы знаем природу Брахмана, все названия, формы и ограничения
исчезнут. Мир есть Майя, поскольку он не является важнейшей составной частью
истины безграничной реальности Брахмана. Так или иначе, мир существует, и его
отношение к Брахману неописуемо (Анирвачания). Получив знание Брахмана, иллюзия
исчезает. Мудрецы, Риши и Шрути особо подчёркивают, что Майя полностью
исчезает, как только приходит знание о Высшем Я. В этом смысле, что она
исчезает при возникновении Атма Гьяны, эта феноменальная вселенная считается
нереальной (Митхья), в противовес Самосуществующему и Самосияющему Брахману,
который никогда не перестаёт существовать и сиять. Вечный всегда пребывает в
своей собственной природе. Он покоится в своей собственной первоначальной
славе.
Шрути заявляют: "Поистине, всё – Брахман". Нет такой
вещи, как различие. Это опыт освобождённых мудрецов. Санкхья и Таркика учат,
что освобождение достигается знанием истинной природы Духа и способностью
отличать дух от материи. Мир имён и форм полностью исчезает из поля зрения
мудреца. Это лишь иллюзия, которая может быть устранена простым знанием. Это
иллюзорное представление змеи исчезает, когда узнают, что верёвку по ошибке
приняли за змею. Следовательно, нужно ясно понять, что вселенная, которая
устраняется знанием Души, также является иллюзией.
Если вы полностью откажетесь от чтения газет, запрётесь в комнате
на месяц и погрузитесь в глубокую медитацию, у вас будет очень лёгкое
впечатление о мире в своём сознании. Постепенно это лёгкое впечатление также
сотрётся. Мир – не что иное, как игра двух потоков Рага-двеш. Если эти два
потока разрушены, мир исчезнет. Поскольку сознание мирских людей заполнено
страстями, привязанностью и заблуждением, этот мир кажется реальным.
Некоторые философы заявляют, что этот мир реальный, потому что,
если вначале они заявят, что мир нереален, ученики будут изумлены. Только для
того, чтобы предупредить эту путаницу, они говорят, что вселенная реальна.
Глава 3.6. Доктрина Авидьи
Авидья – это та часть примитивного несознательного принципа, в
которой Саттва подчинена Раджасу и Тамасу. Она известна также как Малина
Саттва, поскольку она нечистая из-за преобладания Раджаса и Тамаса. Это
отражатель Дживы, а Майя – отражатель Иши. Майя называется Шуддха Саттвой из-за
преобладания Саттвы. Этот мир опыта существует благодаря силе Авидьи. Это сила
Авидьи погружает нас в океан Самсары. Это отрицательная сила, которая
заставляет нас забывать свою божественную природу. Авидья действует через ум, а
ум функционирует через время, пространство и причинность. Авидья является
иллюзорной силой, которая разделяет Божественность на миллион различных частей.
Удовольствие, страдание, желание, Карма, привлекательность, отвращение,
заблуждение, гордость, похоть, эгоизм, гнев, ревность, три тела, пять оболочек
– всё это является результатом воздействия Авидьи. Авидья – источник всякого
невежества, греха и страдания. Авидья не имеет начала (Анадхи), но имеет конец.
Как только приобретается знание Души, Авидья кончается. Брахман
кажется миром из-за Авидьи, подобно тому, как в сумерках верёвка кажется змеёй.
Если мы принесём лампу, змея исчезнет, а останется лишь одна верёвка. Точно так
же, когда мы получим знание о Брахмане, кажущийся мир исчезнет. Авидья не
негативна, а позитивна (Бхаврупа). Она есть отсутствие Знания. Она есть
ошибочное Знание. Авидья или Аджнана, составляющая каузальное тело, является
причиной двух тел: грубого и тонкого.
Невозможно установить природу Авидьи. Она есть Анирвачания. Она
нереальна, поскольку исчезает, когда появляется знание Души. Она – не
нереальна, поскольку мы испытываем её не так, как рог зайца или сына бесплодной
женщины. Она не является несущностью, так как разрушается Атма Джнаной. Это
из-за силы Авидьи невежественная Джива ошибочно принимает нечистое смертное
тело за чистое бессмертное Я и говорит: "Я – Брахмин, я – Пандит, я –
домохозяин, я – прекрасен, я – худой, я – доктор и т.д."
Не существует объяснения появлению этой обманчивой Авидьи. Она
как-то перешла в феноменальное существование. Хотя её источник и объяснение
находятся за пределами нашего понимания, совершенно ясно, что она осуществляет
своё действие посредством умственных категорий и это действие ясно не
воспринимаемо. Авидья не может быть Брахмана, поскольку Он является воплощением
чистого знания. Как может быть темно на Солнце? Она не может принадлежать
душам, так как они не отличны от Брахмана. Если бы Авидья была существенным
свойством Атмана, он никогда бы не избавился от неё.
Как бы то ни было, вы зажаты в тиски Авидьи. Не мучайте свой мозг
вопросом: "Откуда взялась Авидья? Ким Бхрантхи Гьянам? Яди Бхранти Са
Касья? Чья Авидья? Почему должна существовать Авидья?" Постарайтесь выйти
из этого огня Самсары или этого океана темноты. Это ваша обязанность.
Существует два способа для того, чтобы переплыть этот океан Самсары. Они чётко
предписаны Риши и мудрецами прошлого. Когда вы достигнете знания Души, вы ясно
поймёте природу, "почему и как" страшной Авидьи. Разве пациент, страдающий
от острой желудочной боли, во время приёма лекарства старается узнать у своего
друга: "Откуда ты взял это лекарство? Из чего оно состоит? Сколько стоит?
Кто дал лекарство?" Разве он не глотает его немедленно? Разве человек, чья
одежда обьята пламенем, не бежит к воде, чтобы погасить его, или он будет
философствовать: "Откуда взялся этот огонь?" и т.д.
Глава 3.7. Майя и Авидья
Отражение смышлёности есть Майя, которая не имеет начала, которая
неописуема, которая является источником неорганического мира и которая связана
только со смышлёностью, называемой Ишей или Высшим Существом. Отражения
бесчисленных небольших частей той Майи, которые обладают двумя силами: охватом
и проецированием,- и которые известны как Авидья, являются Дживами.
Здесь можно заметить, что с этой точки зрения Майя и Авидья
рассматриваются как один элемент и относятся друг к другу, как целое к его
частям. Первая является приложением (Упадхи) Иши, а последняя – Дживы
(Пракартха Виварана).
В Таттва-Вивеке, в главе о Панчадаши этот предмет разъясняется
так:–
Первичный неразумный принцип (Муляпракрити), который состоит из
трёх Гун (Primordia rerum) имеет две формы: (1) Майя и (2) Авидья, согласно
тексту: "Тот неразумный принцип разделил себя на две формы, называемые
Майя и Авидья", которые являются отражателями соответственно Иши и Дживы.
Майя является той частью изначального неразумного принципа, в
которой чистая Саттва не подчинена Раджасу и Тамасу. Иными словами, та часть,
где преобладает Чистая Саттва, называется Майя. А та часть, где Саттва
подчинена Раджасу и Тамасу и, следовательно, нечистая, известна как Авидья.
Отражения разума в Майе и Авидье являются соответственно Ишей и Дживой.
В других местах Майя и Авидья, отражатели Иши и Дживы, различаются
так:
"Основной изначальный мёртвый принцип называется Майей, когда
мы берём в расчёт преобладание его проецирующей силы; и называется Авидьей,
когда мы принимаем во внимание преобладание его охватывающей силы. Итак,
материальный принцип, в котором проецирующая сила выше скрывающей силы, является
ограничивающим условием Иши; и тот же принцип с его преобладающей скрывающей
силой является ограничивающим условием Дживы. Авидья, которая образует
ограничивающее приложение Дживы, по-другому называется Аджнана.
Эта проецирующая сила преобладает в Ише, творце этого великого
мира, и следует из Его существа. Он всегда осведомлён о своём свободном
состоянии и поэтому недостижим для скрывающей силы. Джива, наоборот, трудится в
неведении относительно Брахмана – его истинной природы,– благодаря преобладанию
скрывающей силы материального принципа, действующего в нём. Он неспособен
сотворить великую вселенную, поскольку ему недостаёт преобладания проецирующей
силы." (Веданта – Сиддханта Бхеда).
Глава 3.8. Зачем этот бег за тенью
Некоторые люди говорят:
"Мы должны направить все наши энергии для достижения
политической свободы и экономического благополучия масс. Если мы не будем
напрасно терять время и энергию на пропаганду духовных идей, изучение Гиты и
Санкиртаны, и посвятим эту энергию вышеуказанным целям, тогда мы достигнем
свободы и экономического процветания раньше, а затем те, кто желает, могут
следовать философии и религии.
Как могут массы и средние классы, которым нечего есть, усвоить эти
учения прежде, чем их физические потребности будут удовлетворены?
Слишком большой упор на духовную жизнь привёл нас к падению и
рабству. Поэтому мы всё ещё бедный и отсталый народ. Мы пренебрегали в прошлом
материальным прогрессом, поэтому другие обогнали нас. Следовательно, мы должны
развивать наши материальные и физические силы, чтобы достичь такого же пика
прогресса, силы и комфорта, как у наций Запада, прежде чем мы сможем заниматься
философией и тому подобным".
В мировой истории нет нации, которая бы достигла свободы или
экономического благополучия, изучая священные писания и ведя божественную
жизнь, или с помощью Бхаджана и Санкиртана.
У нас должно быть равновесие между духовной и материальной жизнью.
Делая слишком большой упор на духовном аспекте, мы достигли этой стадии.
Отсюда, следует ослабить его ради материального и индустриального прогресса
настолько, насколько заинтересована индийская молодёжь.
У этих людей нет религиозной наклонности. Они не знают о более
высоких, трансцендентальных делах. Они обладают грубым и ограниченным видением.
Даже после достижения политической свободы, они продолжают оставаться в том же
состоянии и аргументируют в той же манере. У них нет ни религиозных Самскар, ни
благочестия. Они являются своего рода разрушительными критиками того типа, что
упомянут в 16 главе Гиты.
В этом мире необходимы 2 типа работников: общественные и
религиозные. Общественные работники должны работать в своих собственных
областях деятельности. Религиозные деятели осуществляют особую пропаганду и
распространение Знания. Плотник имеет свою сферу деятельности, а электрик –
свою. Вы не можете просить плотника выполнять работу электрика, а электрика
выполнять работу плотника. Весьма необходимы социальное, экономическое,
политическое и индустриальное развитие и созидательная работа. Это нельзя игнорировать.
Но лишь религия может спасти людей. Без религии человеку никуда.
Даже те, кто работает в политической и других областях, не могут выполнять
хорошую работу, не дисциплинировав себя, не имея духовный базис, не подвергаясь
религиозной тренировке, не практикуя Ахимсу, Сатью и Брахмачарью. Эгоистичные и
продажные лидеры портят общество. Они борются за своё собственное превосходство
и власть.
Политическая свобода не может искоренить страдания мира.
Посредством политической свободы вы можете иметь немного больше удобств. Хлеб,
масло, варенье и прекрасные печенья не могут дать вам вечный мир. Удобства
являются врагами духовной жизни и мира. Они тянут человека вниз. Кроме того, на
этой земле человеку нужно очень мало. Когда вы в несчастье, вы должны думать
только о Боге. Что требуется – это духовное богатство, которое неистощимо.
Та работа, которая устраняет невежество человека и даёт ему
счастье, может полностью уничтожить человеческие страдания и дать ему вечное
счастье. Та работа является духовной пропагандой. Та работа является
распространением Бхакти и знания Йоги и Веданты. Это высшая слава человеческой
деятельности. Это высшая Яджна или Йога. Это Джнана Яджна, высшая из всех Яджн.
Индия одна обладает высшим божественным богатством. Даже
богатейшие люди из разных частей света идут в Гималаи для практики Йоги, в
поисках руководства Риши, Провидцев, Йогов и Мудрецов, чтобы приобрести это
вечное богатство.
Никто не может ограбить это богатство Индии. Индия вечно богата и
всегда будет таковой материально и духовно. Её ресурсы общирны и безграничны.
Некоторые народы вторгались в неё и грабили, и, тем не менее, её ресурсы в
изобилии. Она вечно свободна и будет свободна всегда. Её культура и цивилизация
стоят в первой шеренге всего мира.
Счастье не приходит от богатства. Западные нации абсолютно
беспокойны, несмотря на их огромные богатства. Отсюда мы можем сделать вывод,
что одна лишь духовная жизнь может дать истинный, вечный мир и счастье.
Очень трудно убедить этих людей, так как их умы заполнены ложными
Самскарами. С незапамятных времён ведётся спор о том, что лучше, идёт борьба
между политической и духовной пропагандой, между дуалистами и недуалистами,
между Санньясинами и домовладельцами. Те, кто трудится в религиозной области,
не должны вступать в дискуссии с этими людьми. Это лишь напрасная трата времени
и энергии. Они должны продолжать свою работу с неослабеваемым упорством.
Пусть истинное различение и свет снизойдут на тех людей, которые
слишком привязаны к этому миру и политике, которые игнорируют духовную сторону
жизни вообще, которые слишком много думают о теле и о его удобствах, которые
начисто позабыли о своей подлинной божественной природе, которые гонятся за
тенью и которые пренебрегают бесценной Атмической Драгоценностью, скрытой в их
сердцах!
Глава 3.9. Внутреннее Правительство
Приветствую Пара Брахмана, который является основанием для
Внутреннего Правительства; который является главой внутреннего Правительства;
который является высшим Пурушей в небесной иерархии; который является
воплощением знания и блаженства!
Тот, кто обитает в этом мире, кто находится в этом мире, кого мир
не знает, чьим телом является этот мир, кто правит миром изнутри, является
твоим самым сокровенным Я, внутренним правителем, Бессмертным. Он является
главой внутреннего Правительства.
Тот, кто обитает в теле, кто находится в этом теле, кого тело не
знает, чьим телом является это тело, кто правит телом изнутри, является твоим
самым сокровенным Я, внутренним правителем.
Тот, кто обитает в глазах, кто находится в глазах, кого глаза не
знают, чьим телом являются глаза, кто управляет глазами изнутри, – знайте Его,
Он является высшей главой Внутреннего Правительства.
Тот, кто обитает в ушах, кто находится в ушах, кого уши не знают,
чьим телом являются уши, кто управляет ушами изнутри, – знайте Его, Он является
высшей главой Внутреннего Правительства.
Тот, кто обитает в уме, кто находится в уме, кого ум не знает,
чьим телом является ум, кто управляет умом изнутри, – знайте Его, Он является
высшей главой Внутреннего Правительства.
Тот, кто обитает в Пране, кто находится в Пране, кого Прана не
знает, чьим телом является Прана, кто управляет Праной изнутри, – знайте Его,
Он является высшей главой Внутреннего Правительства.
Тот, кто обитает в Буддхи, кто находится в Буддхи, кого Буддхи не
знает, чьим телом является Буддхи, кто управляет Буддхи изнутри, – знайте Его,
Он является высшей главой Внутреннего Правительства.
Подобно тому, как во всех странах существует Правительство, чтобы
управлять нацией и поддерживать закон и порядок, так же существует внутреннее
Правительство для поддержания законности и порядка в этой вселенной.
Замечательное внутреннее Правительство в качестве знамени имеет
Сатью, и Дхарму (праведность) в качестве своей печати, Омкару – в качестве
оркестра, различение – в качестве оружия и бесстрастие – в качестве щита.
Это вечное Правительство. Оно имеет одну неизменную политику:
помогает ученикам достичь самореализации. Оно не жаждет присоединения владений.
Его сокровища неистощимы. Его владения безграничны и беспредельны. Его
богатство состоит из высшего мира, вечного блаженства, постоянной радости,
вечного удовлетворения и божественного знания мудрости Упанишад.
Руководителем правительства является или Президент, или диктатор,
или король, или Махараджа. Руководителем внутреннего Правительства является
Ишвара или Высший Бог, который принимает три формы: Брахмы или Хираньягарбхи –
для творения; Вишну – для поддержания или сохранения и Рудры – для растворения
или разрушения; который является Антарьямином или Внутренним Правителем и
духовным руководителем.
Выше Ишвары находится Пара Брахман, который является молчаливым
свидетелем и высшей главой. По Его команде земля и небо стали раздельными. По
Его команде Солнце и Луна всегда вращаются, подобно пылающей головне. По Его
команде реки и моря не нарушают своих пределов. По Его команде сезоны,
солнцестояния и годы не нарушаются. По Его команде Кармы и их исполнители и их
плоды не приходят в неназначенное время. По Его команде небо, Солнце и Луна
находятся на своих соответствующих местах.
Вся эта вселенная развилась из Брахмана и движется в высшем
Брахмане. Тот Брахман является великим ужасом, подобно раскату грома после
удара молнии. Тот, кто познаёт это, становится бессмертным.
Из-за боязни Брахмана горит огонь; из-за страха перед Ним светит
Солнце; из-за страха перед Ним бегут Индра, Ваю и Смерть.
В администрации внутреннего Правительства имеется совершенное
правосудие. Дэваты обретают свой статус согласно своим заслугам и праведным
действиям.
Богу помогают 8 Локапаль или хранителей сторон света. Это Индра,
Варуна, Агни, Яма, Нитрити, Марут, Кубера и Ишана. Главными Министрами этого
Бога внутреннего Правительства являются Яма, Варуна, Индра, Брихаспати и Сурья.
Они имеют тонкое огненное тело. Они по собственному желанию могут принять любую
форму. Они наделены огромными силами.
8 Васу, 11 Рудр и 12 Адитий также играют свою роль в администрации
внутреннего Правительства. Индра является главой Дэвов. Любой, получивший
квалификацию, может стать Индрой или достичь положения Индры. Положение Индры –
это статус в божественной иерархии.
Порывы ветра, восход Солнца, смена Риту или сезонов, выпадение
дождя и прекращение их деятельности – всё это управляется Дэватами или богами.
Существует небесная иерархия богов. Существуют серии
последовательных терминов различной категории. Предположим, существует юноша,
хороший юноша, сведущий в священных писаниях, хорошо дисциплинированный,
решительный и очень сильный. Предположим, что вся эта земля, полная богатства, –
его. Это одно человеческое блаженство. Стократное блаженство человеческих
Гандхарвов является единицей измерения блаженства божественных (небесных)
Гандхарвов. Стократное блаженство Дэвов является единицей измерения блаженства
богов, известных как Карма Дэвы. Стократное блаженство Карма Дэвов является
единицей измерения блаженства Индры. Стократное блаженство Индры составляет
блаженство Брахаспати. Стократное блаженство Брахаспати составляет блаженство
Праджапати. Стократное блаженство Праджапати является единицей измерения
блаженства Брахмы. Блаженство Брахмы – не что иное, как атом по сравнению с
блаженством Высшего Бога Внутреннего Правительства.
Смена Министров в кабинете внутреннего Правительства происходит в
начале Махакальпы.
Господь всемогущ. Он делает всё посредством простой Санкальпы. Он
не нуждается в инструментах, подобных рукам и прочему. Так же действуют и Дэвы.
Согласно христианству, существует коллективное тело ангелов,
сгруппированных в трёх отделах, и 9 порядков различных действенных сил и славы:
1) Серафим, Херувим; 2) Господство или владения,
добродетели, силы; 3) Принципалы (один из 9 ангельских чинов), Архангелы,
Ангелы. Ангел является божественным вестником или сыном Бога. Он соответствует
Дэву в индуизме. Архангел – это Ангел высшего порядка.
Эти тело, ум и чувства, которые также образуют часть вселенной,
управляются различными богами. Здесь тоже присутствует внутреннее
Правительство.
Варуна председательствует над языком,
Индра – над руками,
Вишну – над ногами,
Солнце – над глазами,
Ваю – над кожей,
Дик – над ушами,
Ашвины – над носом,
Агни – над речью,
Яма – над анусом,
Праджапатхи – над органами воспроизведения,
Сома – над умом,
Брахма – над интеллектом,
Вишну – над Читтой и
Рудра – над Аханкарой.
Над пятью элементами также председательствуют соответствующие
Дэваты.
Эти Дэваты руководят нами и протягивают свои руки, чтобы помочь
нам взобраться на вершину Божественной славы, когда мы с преданностью
обращаемся к ним. Они устраняют препятствия на духовном пути и освещают путь.
Они поддерживают в мире гармонию. Их можно умилостивить жертвоприношениями гхи
(перетопленным жидким маслом из молока буйволицы) и водой, а также чтением
наизусть Мантр и молитв. В Ишавасья Упанишаде вы найдёте молитвы к Агни, Сурье.
Тот, кто понимает гармоническую деятельность Внутреннего
Правительства и движется в гармонии с Внутренним Правительством, и знает
высшего правителя Внутреннего Правительства, достигнет процветания, бессмертной
славы и известности, вечного блаженства и бессмертия.
Глава
3.10. Виджнана Йога
Знание высшего Я есть Виджнана. Это непосредственное интуитивное
восприятие Я посредством Нирвикальпа Самадхи. Джнана является теоретическим
знанием Брахмана с помощью изучения Упанишад и Ведантической литературы.
Майя зависит от Бога. Она – из Бога. Она называется Шакти или
энергией Бога. Когда Майя покрывает Брахмана, лишённого атрибутов, тогда
Ведантисты называют её Авьякрита или непроявленной. Некоторые называют её Муля
Пракрити (первобытной энергией). Её также величают Саншрити (мировой процесс),
Бандха (ограничение) и т.п.
Приведённая в движение Богом, она создаёт Махат-Таттву (великий
разум). Приведённый в движение энергией Бога, Махат создаёт Ахамкару, или
принцип эгоизма. Покрытая Махат Таттвой, Ахамкара становится тройственной:
Саттва, Раджас и Тамас (добродетель, действие и темнота или инерция). Из
принципа Тамаса происходят 5 тонких Тан-матр. Из последних происходят 5
первобытных грубых элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля, каждый из
которых несёт на себе атрибуты одного предшествующего начала (Тан-матры).
Из атрибута Раджаса, соединённого с Ахамкарой, произошли органы
действия. Из атрибута Саттвы, соединённого с Ахамкарой, произошли божества,
председательствующие над каждым органом чувств, вместе с умом.
Соединённый с атрибутом Саттвы, Бог известен по имени Вишну, опора
мира. Связанный с Тамасом, Он известен как Рудра.
Состояния бодрствования, сна и глубокого сна имеют место благодаря
атрибутам Буддхи или интеллекта. Они не находятся в Атмане или Абсолюте. Атман
– их свидетель. Он нетленный и представляет собой природу интеллектуального Я.
Майя всегда кажется двойственной: Видья и Авидья (Знание и
Невежество). Те, кто находится под влиянием Авидьи, привязаны к пути действия.
Те, кто привержен изучению Веданты, занимают путь избавления от действия,
только после того, как их сердца полностью очистятся.
Майя улетает прочь от тех, кто склонен читать наизусть имена Бога.
Те, кто находится под влиянием Авидьи или невежества, всегда
блуждают в Самсаре. Те, кто склонен практиковать самонаблюдение, джапу, киртан,
медитацию и изучать священные писания, всегда освобождены.
Знание Души обнаруживает себя для тех, кто предан Богу и ежедневно
[Ему] поклоняется. Те, кто обладает преданностью, несомненно освобождены. Те,
кто лишён нектара преданности, не могут достичь освобождения даже во сне.
Говорят, что общество святых является причиной освобождения.
Святые – это те, чей ум спокоен, кто свободен от скупости, кто победил желание,
кто взял под контроль свои чувства и внутреннюю природу, кто предан Богу, кто
не привязан ни к чему, кто остаётся равным в удовольствии и и страдании, кто
свободен от привязанностей, кто вечно предан Богу, кто обладает атрибутами
самоконтроля и кто довольствуется тем, что возникает на его пути.
Если тем или иным способом человек попадёт в общество святых, он
будет вдохновлён любить, слушая рассказы о делах Бога. Отсюда разовьётся
преданность Богу. Когда достигнута преданность, знание проявится во всей своей
полноте.
Идея о Я в не-я, теле и покое, поистине является Майей. Этот мир
существует через Майю. Эта иллюзия мира существует только благодаря действию
ума. В действительности он не существует.
Существует две формы Майи: аварна шакти и викшепа шакти
(скрывающая сила и проецирующая сила). Первая окутывает всё знание. Последняя
создаёт колесо мира, разделяясь на грубую и тонкую, из Махат-Таттвы и Брахмана,
до листика травы. Этот мир наложен на высшее Я Майей, подобно образу змеи в
верёвке. Брахман лишён двойственности. В действительности ничто не существует,
кроме Брахмана. Всё, что мы видим, слышим или помним, подобно творению сна или
мечты.
Тело известно как глубоко расположенный корень этого древа мира.
Привязанность к жёнам и сыновьям имеет свои корни в нём. Если нет тела, эти
объекты перестают существовать. Тело или кшетра является грубым и тонким.
(Действия, описанные в Бхагавад Гите, происходили на поле Куру - Курукшетре.
Эзотерическое значение Курукшетры - наше тело и ум, где постоянно
происходит борьба добра со злом, правды и ложью и т.д. - Примеч. Переводчика).
Грубое –то, что состоит из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли.
А тонкое – то, что состоит из пяти тонких элементов: эгоизма, ума, разумности и
органов восприятия и действия. Джива или чидабхая является отражением чайтаньи.
Высшее Я лишено болезней и разрушения. Оно самосветящееся, не
имеет рождения и смерти, вечное, всепроникающее и бесконечно малое. Оно одно
без второго. Когда невежество уничтожено, Джива начинает идентифицировать себя
с Брахманом. Брахман отличен от интеллекта, жизненных потоков воздуха, тела,
эгоизма. Он вечно чистый. Он является свидетелем. Он – сама Разумность. Он
всюду полный. Он сам является высшим блаженством. Он выше всех ограничений
буддхи и покоя. Он неизменный, не имеет времени и пространства. Он освещает
тело и покой своим собственным светом. Он ничем не покрыт. Его природа – это
Истина и Знание.
Избегание лицемерия, убийства и инертности; терпеливое отношение к
клевете; постоянное отношение к другим без обмана; служение хорошему учителю
мыслью, словом и делом, с преданностью, внутренней и внешней чистотой; упорство
в добрых делах и тому подобное; контроль ума, речи и тела; избегание погони за
объектами чувств; отсутствие эгоизма; исследование ошибок рождения, старости,
смерти и тому подобного; свобода от привязанности к сыновьям, жёнам и
богатству; сохранение уравновешенного характера в удовольствии и страдании;
однонаправленность умственной преданности Богу; местожительство в священном
месте, свободном от общества людей; избегание компании людей с мирским умом;
постоянное усилие к достижению знания Я; размышление над значением Веданты – с
помощью этого достижимо познание Я. От их противоположностей происходит
заблуждение.
То, с помощью чего известно высшее Я, является Знанием. То же
Знание, когда становится реализованным, становится непосредственным познанием.
Непривязанный является Самосияющим Пророком. Он достигает реализации через
знание. Когда появляется знание о единстве индивидуальной души и Высшего Я
через учения осознавшего мудреца, тогда коренное Невежество вместе с его плодами
и придатками сливается с высшим Я. Говорят, что то состояние является
освобождением. Освобождение – это устранение ложного понятия о двойственности.
Это не достижение чего-то нового, а реализация Атмана как такового.
Знание трудно достижимо для тех, кто лишён преданности Богу.
Подобно тому, как ночью даже те, кто имеют глаза, не могут видеть свой путь, а
те, кто несут лампу – могут, точно так же перед теми, кто обладает преданностью
Богу, Атман является в своей истинной природе.
Общество мудрецов; служение Богу и Его преданным; посты во время
Экадаши и тому подобное; соблюдение священных для Бога дней, таких, как
Шиваратри, Шри Кришна Джанмаштами и т.д.; постоянная любовь к слушанию, чтению
и толкованию историй, имеющих отношение к Богу, таких, как Рамаяна, Бхагавата и
т.д.; вера во время поклонения и чтения наизусть священных имён Бога – являются
средствами достижения преданности Богу.
Сильная любовь к Богу появляется у тех, кто всегда предан Богу.
Тогда человек, наделённый любовью к Богу, достигает окончательного освобождения
или непривязанности, знания и самореализации.
Человек мудрости, который наделён однонаправленной преданностью
добру, который постоянно ищет общества тех, кто предан Богу, который медитирует
на Боге, который обладает чистым сердцем и спокойным умом, который всегда
обнаруживает восторг в служении человечеству – является освобождённым мудрецом
или Бхагаватой, или динамическим йогом.
Гьяна Йога. (Часть 3)