ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА  (ОГЛАВЛЕНИЕ)        ВСЯ КНИГА    главная страница

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

Предисловие Web-составителя

Правила чтения Санскрита

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

К ЧИТАТЕЛЮ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru

Уфа, 2002

 

ПРЕДИСЛОВИЕ WEB-СОСТАВИТЕЛЯ

    Российская публика в основном знакома с Крия Йогой, как с разделом Хатха Йоги и Раджа Йоги (Яма-Нияма). Крия Йога, представленная в этой книге, - совершенно иная. Это тайное тантрическое учение, о котором впервые стало известно на Западе после выхода в свет работы Парамахамсы Йогананды «Автобиография Йога». В настоящее время и в Индии, и в США существует достаточно большая группа последователей и учеников Йогананды.

    Мне, как приверженцу направления Йоги Свами Шивананды, приятно представить здесь сборник по Крия Йоге прославленного ученика Гуруджи – Свами Сатьянанды. Даже мало знакомые с Йогой люди найдут её понятной и доступной. Единственная проблема, которую нужно решить тем, кто будет заниматься Крия Йогой, - это непрерывность занятий: нельзя пропускать ни одного дня практики…

    Эта книга составлена из нескольких разделов по Крия Йоге,  описанных в фундаментальном руководстве Свами Сатьянанды «A Systematic course in the ancient tantric techniques of Yoga and Kriya». Насколько мне известно, Виктор Бойко (http://www.realyoga.ru/boyko/index.html) взялся за неимоверно сложную работу по переводу на русский язык этого руководства.

    Мне попался уже готовый вариант перевода текстов по Крия Йоги С.В.Андреева, который я с удовольствием представляю читателям. Я не стал проводить глубокую переработку текста (перевод достаточно хорош сам по себе, хотя есть отдельные недостатки, например, слово «Вишуддхи» следует писать с двумя «дд», «Кхетчари» следует читать, как «Кхечари» и т.п.), а сделал лишь небольшую редакцию, подправив отдельные неточности и добавив цветные рисунки Чакр из оригинала Свами Сатьянанды, а также добавил раздел с краткой биографической справкой об этом прославленном мастере Йоги и его фото. Структура книги также изменена: я поместил всю теорию перед описанием практик, чтобы не возникали ошибки из-за того, что занимающийся «не дошёл» до соответствующего раздела теории.

    Итак, для успешной практики Крия Йоги, как и любого другого тантрического направления (включая любимые на Западе сексуальные практики) абсолютно необходимо:

1)   иметь Гуру;

2)   очистить себя, пройдя предварительную подготовку по Яме и Нияме, изложенных на сайте в разделах Хатха Йога и Раджа Йога;

3)   поддерживать свою физическую форму с помощью Хатха Йоги не только для поддержания здоровья, но и для правильного освоения Асан, Пранаям, Мудр и Бандх, являющихся инструментами Кундалини Йоги.

4)   соблюдать постепенность и регулярность.

   

Приятного Вам чтения!

 

Александр Очаповский,

Web-составитель этой книги,

основатель и директор

 электронной библиотеки Йоги

                                                                                  Уфа, 2002

 

Правила чтения Санскрита

С целью адаптации добавлены справочные тексты. Русская грамматика также несколько упрощена для более ясного понимания и приближения перевода к английскому оригиналу.

Специальный Ведантический термин "Я" (I, Self) означает "единый Брахман, Душа, Атман, Атма". Санскритские термины см. "Словарь Йоги и Веданты". Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделяется большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж.

Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита. Некоторые правила произношения:

Буква         Произношение

кха, чха, тха, пха  - с придыханием после согласного (х глухое).

гха, джха, дха, бха  - с придыханием после согласного (звук х          звонкий, как украинское Г).

х    - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук "х".

л    - мягкое зубное Л ("л" произносится как "ль", "ла" - как среднее между "ла" и "ля").

м    - русское "м". Иногда перед согласной меняется: "мда" читается "нда", "мджа" – "ньджа".

джа        - читается как английское "J", единый взрывной мягкий звук: "джя" (как звонкое "ча").

джна      - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и произносить "гья".

е    - во всех позициях произносится как русское "э".

йе   - произносится как "йе".

ау  - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие "ай").

ао, оу     - просторечные варианты "ау".

 

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

    Парамахамса Сатьянанда родился в небольшом городке близ Альморы у подножья Гималаев. Будучи ещё ребёнком, он проявлял сверхъестественные качества и обрёл свой первый духовный опыт в 6 лет. Он был благословлён многочисленными мудрецами и садху, которые посещали его дом по дороге в Гималаи. Они пробудили в мальчике острое желание достичь таких же духовных вершин и заложили в нем прочную основу вайрагьи, столь необычную для ребёнка такого возраста.

    В 19 лет он оставляет дом и отправляется на поиски своего Гуру. Через некоторое время он прибывает в Ришикеш и встречает здесь своего духовного Учителя, Свами Шивананду. За годы, проведённые вместе со своим Гуру, он настолько погрузился в Карма Йогу, что Свами Шивананда отмечал, что он выполняет работу за четверых. Будучи идеальным учеником, Свами Сатьянанда работал от зари до зари, принимая участие во всех делах ашрама: от уборки территории до управления делами. Служение Гуру было его страстью и радостью.

    Обладая острым интеллектом и, будучи, по меткому определению Свами Шивананды «универсальным гением», Свами Сатьянанда обучался не только благодаря инструкциям, полученным в ашраме. Он самоотверженно следовал указанию своего Гуру: «Усердно трудись и ты очистишься. Ты не должен нести свет; свет должен исходить из тебя». Это и случилось. Он достиг просветления и понимания тайн духовной жизни, обрёл огромный авторитет в Йоге, Тантре, Кундалини, Веданте и Санкхье.

    Прожив со своим Гуру 12 лет, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджака санньясы, и в течение следующих 8 лет странствовал по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. В эти годы он встречался со многими великими святыми и йогами, проводил время в уединении, создавая и совершенствуя техники Йоги, которые могли бы облегчить страдания человечества.

    В 1963 году он основал Движение Международного Общества Йоги. Его миссия реализовалась, когда он поселился на берегу Ганги в Мунгере и основал Бихарскую школу Йоги для того, чтобы помогать людям следовать по духовному пути. Сюда приходили люди со всех уголков Индии и из-за рубежа. Слава о его учении быстро распространилась по всему миру.

    В 1968 году он отправился в своё первое из многочисленных мировых турне для популяризации древних йогических практик среди людей всех мировоззрений, вероисповеданий и национальностей. После этого Свами Сатьянанда стал известен на всех континентах, как выдающийся мастер Йоги и Тантры. Он руководил миллионами искателями духовной истины и вдохновлял людей на открытие многочисленных ашрамов и центров по всему миру.

    В то время, как большинство святых неспособно эффективно действовать в материальном плане, Свами Сатьянанда – не один из тех, кто ощущает себя за пределами кармы. Его миссия, состоящая в том, чтобы сеять семена мировой духовной культуры, является его основной мотивацией в жизни, и он играет активную роль в тренировке своих учеников – санньясинов. Хотя он обучает своих учеников всем аспектам жизни и даёт широкую возможность развивать свои положительные качества, никто не может превзойти его в блестящем планировании и организации.

    Даже, несмотря на то, что он достиг космической реализации, он может с готовностью поговорить на любую тему, как обычный человек. Хотя он обладает глубоким знанием древних текстов и огромным интересом и пониманием современной науки, он – не просто мастер, который учит своих подопечных с помощью формального обучения и инструкций. Его способ обучения заключается в передаче и контакте. Подобно тому, как он является осуществлением мудрости своего Гуру, он также готов передать универсальное знание ученикам, которые предоставят для этого свои очищенные умы и будут готовы к восприятию.

    В 1983 году он назначил своим преемником, президентом Бихарской школы Йоги и духовным лидером всех связанных с ней центров – Свами Ниранджананду Сарасвати. В 1984 году Свами Сатьянанда основал Миссию Шивананды, благотворительную общественную организацию, а также Фонд исследования Йоги, независимую организацию для проведения научных исследований техник Йоги с целью духовного подъёма общества.

    В 1988 году Свами Сатьянанда покинул Мунгер и принял Кшетра санньясу, оставив миссию и все дела. Он совершил паломничества по всем святым местам сиддх Индии, как странствующий санньяси, без личных вещей и какой-либо помощи со стороны ашрамов и организаций, которые он основал.

    В 1990 году в Рикхии, штат Бихар он основал Шри Панчдашнам Парамахамса Алякх Бара. Это благотворительная, образовательная и бесприбыльная организация. Она поддерживает и распространяет высшие традиции санньясы: вайрагью (бесстрастность); тьягу (отречение) и тапасью (аскетизм). Предлагает образ жизни тапован, принятый риши и муни ведической эры, и предназначенный лишь для санньясинов, отрешённых, аскетов, тапасвинов и парамахамс.

    Алякх Бара не управляет какой-либо деятельностью, типа Йоги, обучение или проповедование какой-либо религии или религиозной концепции. Здесь руководствуются правилами, предписанными традицией ведической садханы, тапасьи и свадхьяи или атма чинтаны.

    Парамахамса Сатьянанда в настоящее время постоянно живёт в Алякх Бара. Он ведет образ жизни как Парамахамса санньяси, который действует не ради какой-то группы людей или миссии, а руководствуется Божественным видением, совершая Панчагни Видью и другие ведические садханы и прокладывая дорогу для будущих парамахамс, поддерживая их традицию.

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

У Вас в руках книга, являющая собой произведение огромной важности. Это перевод Третьей книги Свами Сатьянанды Сарасвати «Систематический курс древних тантрических техник Йоги и Крии», и, в частности, тех раз­делов, которые посвящены описанию техник крия йоги.

В русскоязычной литературе имеется обширный пробел систематического изложения практик, направленных на раз­витие Пратьяхары (умение отвлечься от любых внешних и внутренних раздражителей) и Дхараны (концентрации). Разработки по этим вопросам, конечно же, имеются, но зачастую они страдают неполнотой, разрозненностью и, самое главное, в них отсутствует Система Изучения.

В русскоязычной литературе, опять же, более-менее освещены 1-я и 2-я ступени Аштанга-Йоги Патанджали (Яма и Нияма). Очень обширно — 3-я и 4-я ступени (Асана и Пранаяма). Также обилен материал и по 7-ой ступени (Дхьяне-медитации). А вот 5-я и 6-я ступени (Пратьяхара и Дхарана) освещены очень слабо. Так что данная книга, посредством систематического изложения практик крия йоги, позволит Вам заполнить этот пробел.

Книга предназначена для всех практикующих тантрические разновидности йоги, последователей восточных бо­евых искусств и всех интересующихся овладением науки познания собственного «Я».

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

Предисловие Web-составителя        Правила чтения Санскрита

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ        К ЧИТАТЕЛЮ

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2002

 

ВВЕРХ        далее:    ВВЕДЕНИЕ;

КРАТКО О СЛОВЕ «КРИЯ»;

ИСТОРИЯ И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ;

ЦЕЛЬ КРИЯ ЙОГИ;

КАНАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГИИ;

ТОНКОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ