ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА оГЛАВЛЕНИЕ ВСЯ КНИГА главная страница
КУНДАЛИНИ
ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
Лайя – это состояние ума, когда человек забывает
все объекты чувств и поглощается объектом медитации. Лайя даёт возможность
человеку иметь совершенный контроль над пятью Таттвами, умом и Индриями.
Колебания ума прекращаются. Ум, тело и Прана становятся полностью подчинёнными.
Для Лайя Йоги эффективным методом является Шамбхави
Мудра, в которой человек упорно концентрирует внимание на любой из Шат Чакр.
Упражнение Тратака играет жизненно важную роль в приобретении успеха в Лайе. В
процессе практики йог устанавливается в Самадхи. Он становится Дживанмуктой.
Звуки Анахаты – это мистические звуки, которые
слышит йог во время медитации. Это признак очищения Нади. Некоторые ученики
могут их отчётливо различать одним ухом, другие – двумя. Они бывают как громкими,
так и тонкими. От громких вы должны переходить на созерцание тонких, а от
тонких – на ещё более тонкие. Начинающие могут слышать их лишь тогда, когда уши
закрыты. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуках Анахаты, не
закрывая ушей. Звуки Анахаты ещё называют Омкара Дхвани. Они исходят из центра
Анахаты Сушумна Нади.
Сядьте в свою обычную Асану. Зажмите уши большими
пальцами рук. Слушайте и внимательно изучайте внутренний звук. Звук, который вы
услышите изнутри, сделает вас глухим ко всем внешним звукам. Закройте также
глаза. В начале практики вы будете слышать множество громких звуков. Позже их
громкость уменьшится. Вначале ум должен так концентрироваться на любом одном
звуке, чтобы раствориться в нём. Ум станет нечувствительным к внешним
воздействиям и станет единым со звуком, как молоко с водой, а затем быстро
поглотится Чидакашей. Подобно тому, как пчела, пьющая нектар, не обращает
внимания на посторонний запах, так же Читта, который поглощён внутренним
звуком, больше не стремится к объектам чувств, т.к. он связан сладким ароматом
или Надой и оставляет свою изменчивую природу.
Звук исходит из Пранава Нады, который есть Брахман,
природа лучезарности. Ум растворяется в нём. Ум существует, пока есть звук;
когда он прекращается, наступает состояние, называемое Турья. Это высшее
состояние, состояние Унмани. Ум поглощается Праной при постоянной концентрации
на звуке (Нада). Тело становится, как деревянное; оно не чувствует ни жару, ни
холод, ни радость, ни печаль. Различного рода звуки исходят из сердца (Звуки
Анахаты).
Нада – это то, что слышно в ушах, и бывает десяти
видов.
1. звук "Чини" (подобно произношению
слова);
2. "Чини-чини";
3. звук колокольчика;
4. звук раковины;
5. звук лютня;
6. звук цимбал;
7. мелодия флейты;
8. звук барабана (Бхери);
9. звук двойного барабана (Мриданга);
10. звук грома.
Не думайте, что звук возникнет сразу, как только вы
закроете свои уши. Вы должны сконцентрироваться и держать свой ум нацеленным в
одну точку. То, что вы слышите в один день, в другие дни может не звучать, но
вы будете слышать один из десяти звуков Анахаты.
Описание, приведённое выше, есть Лайя с помощью
Нады, звука Анахаты. Точно так же Лайя может осуществляться с помощью
концентрации на кончике носа (Насикагра Дришти), на пространстве между бровями
(Бхрумадхья Дришти); медитацией на пяти Таттвах, на Мантре Сохам, Ахам Брахма
Асми, Тат Твам Аси Махавакьях, а также с помощью других методов.
На нижней ступени лестницы Бхакти Йоги стоит
поклонение элементам и ушедшим душам. Это низшая форма поклонения. Затем идёт
поклонение Риши, Дэвам и Питри. Вера в каждого подбирается согласно собственной
природе. Человек состоит из того, во что он верит. Третий класс включает тех
последователей, которые поклоняются Аватарам, таким, как Шри Рама, Кришна,
Нарасимха, Хануман. Вышеуказанные четыре класса Бхакт имеют Сагуна-форму
поклонения. Затем идёт класс Бхакт, которые выполняют Ниргуна Упасану на
Брахмане, лишённом атрибутов. Это высшая форма поклонения, подходящая лишь для
интеллектуально развитых людей с сильной волей и ясным пониманием. Это известно
как Ахамграха Упасана или Садхана Джнана Йоги.
Бхакти может быть приобретена и культивирована.
Практика Нава Видха Бхакти (девять методов поклонения) вселит Бхакти. Постоянные
Сатсанг, Джапа, Молитва, Медитация, Свадхьяя, Бхаджан, служение святым, Дана,
Ятра и т.д. развивают Бхакти. Следующие девять методов способствуют развитию
Бхакти:
Шравана – слушание повествований о Лилах Бога
Смарана – всегда помнить Бога
Киртан – петь хвалу Ему
Вандана – Намаскары Богу
Арчана – подношения Богу
Пада Севана – ухаживание
Санкхья – дружба
Дасья – служение
Атма-ниведана – самопожертвование Гуру или Богу.
Шри Рамануджа рекомендует следующие средства для
развития Бхакти:
Вивека – различение
Вимока – освобождение от всех привязанностей и
страстное желание Бога
Абхьяса – непрерывное размышление о Боге
Крия – творение добра для других
Кальяна – желание всем добра
Сатьям – правдивость
Арджавам – честность
Дая – сострадание
Ахимса – ненасилие
Дана – милосердие.
Нам Дев, Рам Дас, Тулси Дас и другие были теми
немногими благословенными душами, которым Бога даровал Свою Даршану. Эти Бхакты
были Йога Браштами. Они пришли в этот мир с большим грузом духовных Самскар.
Они с истинной преданностью поклонялись Богу в нескольких рождениях. Они не
выполняли много Садханы в своём последнем воплощении. Эта преданность была у
них естественной и спонтанной благодаря силе предыдущих Самскар Бхакти. Обычные
люди должны принять сильнодействующие, особые меры и выполнять специальную
Садхану для быстрого развития Бхакти. Новые ходы, новые каналы должны быть
проложены в старом каменном, лишённом преданности сердце. С помощью постоянной
молитвы, Джапы, Киртана, служения Бхактам, милосердия, Враты, Тапаса, Дхьяны и
Самадхи, Бхакта должен поднять своё сознание до высшей ступени и достичь Пара
Бхакти – высшего знания и высший спокойствия. В продвинутых стадиях медитации
медитирующий и медитируемое, поклоняющийся и объект поклонения, Упасак и Упасья
становятся единым. Дхьяна заканчивается в Самадхи. Необходима постоянная и
регулярная практика.
Хатха йог достигает высшей стадии практикой
различных Мудр, Бандх, Асан и других упражнений; Джнани – практикой Шраваны,
Мананы и Нидидхьясаны; Карма йог – самоотверженной работой (Нишкамья сева);
Бхакта – развитием Бхакти и самоотречением; и Раджа йог – глубокой
концентрацией внимания и манипуляцией ума. Во всех случаях Цель одна, а методы
различны.
Концентрация и медитация на изначальной энергии,
Шакти, является лишь модификацией Джнана йогической Садханы. Концентрация и
медитация на различных центрах энергии принадлежит Раджа Йоге. Концентрация на
различных Чакрах и Нади, а также пробуждение Шакти с помощью физических методов
принадлежит Хатха Йоге. Концентрация и медитация на Дэвате, главенствующем
божестве различных внутренних Чакр, можно считать продвинутой ступенью Бхакти
Йоги. Для быстрого успеха должны комбинироваться различные методы Садханы.
Когда Бхакта медитирует на главенствующем божестве
или Дэвате, он представляет себе определённую форму Бога в каждой Чакре. В
книгах Мантра Шастры сделано тщательно разработанное описание Бога и Дэват для
каждой Чакры. В соответствии с характером учеников принимается различная форма
Бога. Опыты и переживания учеников различаются во всех случаях. Поэтому я не
даю описание всех Дэвов и Дэви. Когда человек закрывает глаза и медитирует на
внутренних Чакрах, он получает различные видения и видит разные формы Бога. Это
лучшее, чего он должен придерживаться. Только тогда возможен истинный рост.
Общая информация, которая дана в теоретической части этой книги по Кундалини
Йоге, безусловно, окажет большую помощь в концентрации и медитации на Чакрах.
Пробуждение Кундалини осуществляется также с помощью Мантры. Это раздел Бхакти Йоги. Некоторые ученики должны повторять Мантру, которую дал их Гуру, сотни тысяч раз. Во время Дикши Уттама Адхикари Гуру произносит особую Мантру, и Кундалини немедленно пробуждается. Сознание ученика поднимается до очень высокого уровня. Это зависит от веры ученика в своего Гуру и в Мантру. Когда Мантры получены от Гуру, они очень могущественны. Ученики в Кундалини Йоге должны заниматься своей Мантра Садханой только после получения соответствующей Мантры от Гуру. Поэтому я не касаюсь деталей этого вопроса. Когда Мантрам обучаются у обычных друзей и по книгам, от них вообще нельзя получить какую-либо пользу. Мантр много, и Гуру должен выбрать подходящую Мантру, с помощью которой может быть пробуждено сознание конкретного ученика.
КУНДАЛИНИ
ЙОГА
Перевод с английского, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ, Уфа, 2002
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЯ КНИГА ВВЕРХ