оглавление     вся книга    главная страница

Шри Свами САТЧИДАНАНДА

Живая Гита:
Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей
(Эпилог, Предметный указатель)
 
Перевод на русский язык, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/
Уфа, 2001

Оглавление

Предисловие переводчика
Правила чтения Санскрита
Д-р Б.К.Чатурведи "ГАНЕША"
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Почтенный Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Введение Шри Свами САТЧИДАНАНДЫ
История, предшествовавшая Бхагавад Гите
Глава 1 Отчаяние Арджуны
Глава 2 Йога Мудрости
Глава 3 Карма Йога: Йога Действия
Глава 4 Мудрость Йоги Действия и Отречения
Глава 5 Йога Отречения
Глава 6 Йога Медитации
Глава 7 Йога Знания и Реализации
Глава 8 Йога Абсолютной Истины
Глава 9 Йога Царственного Учения и Королевской Тайны
Глава 10 Йога Божественных Проявлений
Глава 11 Йога Видения Космической Формы
Глава 12 Йога Преданности
Глава 13 Йога Поля и Знаток Поля
Глава 14 Йога Трёх Качеств Природы
Глава 15 Йога Высшего Духа
Глава 16 Йога Божественного и Демонического
Глава 17 Йога Тройственной Веры
Глава 18 Йога Освобождения с Помощью Отречения
Эпилог

Примечание для читателя относительно Санскритской транслитерации
Предметный указатель
СЛОВАРЬ

ЭПИЛОГ

Мой Учитель Шри Свами Шиванандаджи выразил всё очень просто. Он сказал: "Сущность Йоги состоит в том, чтобы быть хорошим и делать добро".

Как просто сказано. Но если это сказано так просто, люди могут не поверить этому. "Что это за философия? Это слишком просто". Чтобы придать этому вес и получить больше доверия, людям нужна большая книга с огромными комментариями, которые, в конце концов, говорят: "Будь хорошим человеком".

В одном ашраме жило несколько учеников. Они очень хотели с помощью преданности сделать своего гуру счастливым. Однажды, когда они сидели все вместе, учитель сказал: "Мне нужна иголка для шитья".

Все ученики тут же вскочили и всей компанией отправились к лавочнику, чтобы купить иголку. Ни у кого из них не было денег. Все деньги были у казначея ашрама, поэтому он и купил иголку. После этого возникла небольшая перебранка.

"Кто понесёт иголку нашему гуру?"

Она была у казначея, но все возражали: "Ты всего лишь хранитель денег. Ты просто купил её за счёт средств всех остальных. Кто-то другой должен принести иглу учителю".

"Она куплена на наши деньги, и мы все хотим что-то сделать для нашего учителя; но как мы все можем принести ему эту маленькую иглу?"

Они сели, помедитировали на этом, и у них возникла идея. Они нашли большое бревно, воткнули в него иглу и все вместе потащили бревно к своему гуру.

-"Учитель, мы принесли вам иглу". Они настолько устали, что бросили бревно прямо перед ним.

-"Всё это мне? Мне просто нужна маленькая игла".

-"Игла здесь, Учитель".

-"Хорошо, благодарю вас".

Но когда они бросили бревно, игла выпала. Ученики искали её повсюду, но напрасно. Иголка потерялась.

Поэтому давайте все извлечём из их ошибки урок. Давайте будем хорошо использовать эту книгу и не забудем миссию, которую она несёт.

Помните не просто о том, чтобы нести эту большую книгу, а о том, чтобы не потерять суть этого учения.

Примечание для читателя относительно Санскритской транслитерации

Мы решили не использовать один из стандартных методов для транслитерации санскритских терминов. Вместо этого мы применили упрощённую систему, позволяющую читать текст легко и с удовольствием. Транслитерация сохраняет свою актуальность для правильного произношения слов.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

АД: трое ворот ада: 1:42; 44; 6:6; 16:21.

АТМАН: природа Атмана: 2:10-30; 3:42-43; 4:41-42; внутренний покой: 4:11; 9:22; недеяние Атмана: 4:18; ум, контролируемый Атманом: 6:6; отождествление с Атманом: 2:55; 3:17, 30; 5:8-9, 17; 6:7, 14, 18, 20-22, 25-26; 7:29; 15:5; не деятель: 5:13-14; 13:29, 31; истинное знание: 5:7, 16-18, 26; 6:20-22; 13:11; его собственный друг или враг: 6:5-6; как Брахмачарья: 10:11; истинный Дух: 2:45; 4:18; 6:29; 10:20; 18:16, 18; Адхьятман: 8:3; результаты познания Атмана: 10:32; 11:1; пути реализации Атмана: 13:31, 14:4; в каждом существе: 13:32; Атма джаям (воспевание славы Души): 15:6.

БЕССМЕРТИЕ ДУШИ: 2:11-30, 36; 9:19; см. также Атман, Брахман, Джива, Пуруша.

БЕССТРАШИЕ (Абхая): 6:14; 10:4; 16:1; 18:30.

БОГ или ГОСПОДЬ: см. Пуруша, а также Брахман.

БОЖЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА: перечень божественных качеств:

12:13-20; 16:1-3, 6.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ГЛАЗ (Глаз Мудрости): 11:7-8; 13:34; описание божественного глаза: 15:10-11.

БОЛЬ И СТРАДАНИЕ: как результат отсутствия твёрдости ума: 2:41; 10:4; чувственный контакт, боль и страдание: 2:14-15; 5:22; 4:18; 5:20; 6:17, 23, 32; 7:2, 16; 8:15; разрешение вопроса боли и страдания: 9:33; 12:17-18; 13:6; результат раджасической гуны: 14:16; 15:4; это ум чувствует боль и страдание: 15:5; пища, вызывающая боль и страдание: 17:9; отречение от обязанностей из-за боли и страдания: 18:8; см. также Раджас.

БРАХМА НИРВАНА: 2:72; 5:24-26; 6:15, 27-28; 7:29; 18:51-56.

БРАХМАН: 4:24, 25; 5:19-21; 6:31; 8:11, 13, 24; 10:12; 13:4, 12-18, 30-32; 14:26-27; 17:23.

БРАХМАЧАРЬЯ: 6:14; 10:11; 17:14.

БУДДА, ГОСПОДЬ: 6:15; 5:22; 17:6.

БУДДХИ (Интеллект): 2:65; 3:37, 40, 42-43; 5:11, 22, 27-28; 7:10; 10:4; 12:8; 13:5-6; 18:48-49; интеллект тех, кто мал: 16:9; интеллект в результате запутанности: 18:17; три типа интеллекта: 18:29-32; объяснение чистого понимания: 18:51.

БУДДХИ ЙОГА: значение и необходимость Буддхи Йоги: 10:10; результат Буддхи Йоги: 10:11; представление Буддхи Йоги: 18:57; фиксация ума на Боге: 18:57.

БЫТИЕ: см. Пуруша, а также Атман.

ВАЙРАГЬЯ (Бесстрастие): состояние вайрагьи: 2:52; необходимость в вайрагье: 6:35; 13:8; 18:10, 52.

ВАРНА (Каста): 1:41-43; 4:13; важность варн: 9:32; объяснение предназначения варн: 18:41-44; четыре йоги и варны: 18:44.

ВЕДАНТА: 9:17; 15:15, 19.

ВЕДЫ: 2:42-45, 54; 7:2; 9:17; 10:22, 35; 11:48, 53; 15:1, 15, 18; 17:23.

ВЕРА: см. Шраддха.

ВИВЕКАНАНДА, СВАМИ: цитаты: 7:2; 18:20.

ВОЖДЕЛЕНИЕ: 5:26; жажда обладать вещами: 14:12; страстное желание чувственного наслаждения: 16:8, 11-12, 16, 18, 21; крайности в тапасе, обусловленные вожделением: 17:5-6.

"ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК СЕБЯ САМОГО": объяснение этого выражения: 5:18.

ВОЛЯ И СИЛА ВОЛИ: 3:36; возникающие из пракрити: 13:6; полезны для преодоления гун: 14:16; развитие воли: 16:21; применение воли и силы воли: 17:4; объяснение свободной воли: 3:10; 18:49, 63; высшая воля: 18:53; три разновидности воли: 18:29, 33-35.

ВСЕВЕДЕНИЕ: 6:15.

ВЯЛОСТЬ (Небрежность, Невнимательность, Лень): 4:13; прогонять вялость: 6:12; тамасическая энергия: 14:8, 12-13, 15-17; 17:2, 10; 18:39; см. также Тамас.

ГНЕВ: источник и опасность гнева: 2:56; 2:62-63; 3:37; 4:10; 5:23, 26, 27-28; 12:15; 13:29; 16:2, 4, 12, 18; нереализованное вожделение: 16:21; 18:53.

ГОРДОСТЬ: 15:5; гордость и высокомерие: 16:3, 10, 13-18; 18:53.

ГОРОД ДЕВЯТИ ВОРОТ: описание города девяти ворот: 5:13; врата тела: 8:12; 14:11.

ГРЕХ: 1:39, 45; 2:33, 36; 3:13, 36-41; 5:10, 25; грех от ума: 6:27-28, 36; грех, сжигаемый с помощью поклонения: 9:30; 17:14; избавление от греха: 18:66.

ГУНЫ: необходимость в преодолении гун: 2:45; 3:37; 4:13, 18; 7:12-15; источник гун: 7:12; все качества "хорошие и плохие" от Бога: 9:17; всё является комбинацией гун:9:17; описание Тригуны Рахитам: 9:17; 13:14, 19; возникновение из пракрити: 14:5; блуждание ума благодаря гунам: 14:8; использование воли для преодоления гун: 14:16; все действия, совершённые гунами: 14:19; характерные черты того, кто превзошёл гуны: 14:20-25; иногда саттва и тамас выглядят одинаково: 14:24-25; дерево жизни, питаемое гунами: 15:2; возможность переживания Бога посредством гун: 15:10; 17:1-2; отречение и гуны: 18:введение; виды знания и гуны: 18:19-20, 29; необходимость прохождение через раджас: 18:21; всё на земле и в небесах подчинено гунам: 3:5; 18:40; см. также Раджас, Саттва, Тамас.

ДАНАМ (Пожертвование или Благотворительность): описание личности, совершающей пожертвование: 2:49; пять типов предложения и взятия пожертвования: 3:12; 9:27; 10:5; 11:48, 53; 16:1; 17:20-22, 24-27; 18:3; не следует отказываться от пожертвования: 18:5; пожертвование должно совершаться без привязанности к его результатам: 18:6.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ: беспокойство благодаря двойственности: 2:53; свобода от двойственности: 2:64; 4:22; 5:25; 6:7, 29; 7:2; 9:19; источник двойственности: 2:14; 7:27-28; оставаться неизменным среди двойственности: 12:17-19; 13:6; создание двойственности умом: 13:29; разговор находится в сфере двойственности: 15:17; желание и неприязнь: 14:22; 18:51, 57; пары противоположностей: 2:45; 5:20; 15:5; абсурд двойственности: 10:10.

ДВОЙСТВЕННЫЙ ПУТЬ (Джнана и Карма Йога): 3:3.

ДЕМОНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА: перечень демонических качеств: 16:4, 6:19; демонические качества, ведущие к зависимости: 16:5, 20; демонические качества при совершении аскетизма: 18:5-6.

ДЕРЕВО ЖИЗНИ: 15:введение; как срубить дерево жизни: 15:1-20.

ДЖАНАКА, КОРОЛЬ: 3:6, 20.

ДЖАПА ЙОГА: 10:25.

ДЖИВА, ДЖИВАТМАН (Индивидуальная Душа): 6:20; описание индивидуальной души: 10:введение; 14:4; 15:7-11; различие между Параматманом и дживатманом: 15:8.

ДЖИВАНМУКТА (Тот, кто является освобождённым при жизни): 5:16; дживанмукта находится за пределами гун: 14:20, 22-25; характерные черты дживанмукты: 14:24-25; 15:5; см. также Стхитапраджня.

ДЖНАНА ЙОГА: 2:39; 3:3; Джнана Йога в сравнении с Карма Йогой: 5:4-5; метод поклонения: 9:15; средства для реализации Атмана: 13:24; Джнана Йога, равная по важности Раджа и Карма Йоге: 13:25; 14:27; изучение Гиты, как Яджна Джнана Йоги: 18:70.

ДЖНАНА: см. Знание.

ДИСЦИПЛИНА: дисциплина тела: 17:14; дисциплина речи: 17:15; дисциплина ума: 17:16.

"ДОСТИГНИ МОЕГО СОСТОЯНИЯ": значение этого выражения: 13:18.

ДХАРМА: 1:38; могущество практики Дхармы: 2:40; 3:13; добродетель или праведность: 4:7-8; 7:11; 9:31; недостаточная вера в Дхарму: 9:3; попечитель Дхармы: 11:18; вера в Дхарму: 12:20; 14:27; 18:31, 32; Дхарма, Артха и Кама: 18:34; темперамент и Дхарма: 18:46-47; "отказ от всей Дхармы": 18:66; см. также Обязанность и Свадхарма.

ЖАДНОСТЬ: 1:38; раджасическое поведение: 14:12, 17; ненасытная природа жадности: 16:12, 16; врата в ад: 16:21-22; 18:27.

ЖЕЛАНИЕ: 2:43, 55, 62-63, 70-71; 3:4, 10, 19, 36-41, 43; 4:19, 21; 5:12, 22-23, 27-28; 6:2, 4, 10, 24, 45; 7:11, 20, 22; 9:21, 28; 12:16-17; 13:6, 23; 15:5; 16:10, 21, 23; 17:11-12, 18, 21, 25; 18:24, 27, 34, 49, 53, 54.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: 2:10, 52; 3:6, 29; причина заблуждения: 3:40-41; 5:15, 20; 7:14-15, 25-28; 9:12; 11:1; 14:8, 15, 22; свобода от заблуждения: 10:4; 15:5, 10-11, 19; 18:53, 60; эго видит вещи по-своему: 6:5-6; 18:16, 18, 73; самоотречение и заблуждение: 18:7.

ЗАВИСИМОСТЬ: 2:51; 3:9; 4:41; 5:12; 9:28; причина зависимости: 14:5-9; поиски чего-либо являются зависимостью: 14:19; характерные демонические черты, ведущие к зависимости: 15:5.

ЗНАНИЕ: практика должна быть основана на знании: 2:11; жертвоприношение знания: 4:28, 33; 9:15; для человека знания не существует обязанности: 3:17-18; слава знанию: 4:9-10, 19, 33, 35-39; 5:29; 10:3, 7; 13:28-29, 34; 14:1-2; 15:19; разрешение всех сомнений посредством знания: 4:41-42; человек, ищущий знание: 7:16; как приобрести знание: 4:34; 5:16; 7:29; 8:7-10, 14, 22; 9:1; 10:10-11; когда оно может быть приобретено: 4:38; 13:30; знание, поощряющее преданность: 10:7-9; истинная различающая способность (вивека): 2:18, 63, 66-67; 3:32, 37; 5:16; 7:15; 10:10, 32; 13:2; 15:1; 16:21; 18:40; история о детях, покупающих шоколад: 13:2; мирское знание: 13:2; описание человека, обладающего знанием: 13:7-11, 27 (см. также Стхитапраджня); знание описывающее цель: 13:17; самореализация: 13:6, 25; гуны и знание: 18:20-22.

"ЗНАНИЕ ТОГО, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ПОЗНАЁТСЯ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ": значение этого выражения: 14:19; 13:2; "Ищите вначале Царствие Небесное": значение этого выражения: 2:41; 14:19.

ИИСУС, БОГ: Библия: 2:41; 7:2; 9:22.

ИНКАРНАЦИИ: аргументы, обосновывающие инкарнацию: 4:7-8; объяснение инкарнации: 3:22; 4:11.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА: 2:39; 7:30; дополняющая природа разных видов йоги: 13:25; необходимость интегральной йоги: 14:27; 18:44, 65.

ЙОГ: см. Стхитапраджня и Дживанмукта.

ЙОГАБРАСТХА (Тот, Кто Практиковал Йогу в Предыдущей Жизни): его судьба: 6:37-45; 14:15; 17:3.

ЙОГА СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ: 2:58; 5:22; 6:15; 7:2; 15:11.

КАМАДХЕНУ (Камадхук): 3:10; 10:28.

КАННАППАР, СВЯТОЙ: 9:23.

КАРМА (Как действия в настоящее время): гармония в мыслях, словах и карма: 2:11; причина рождения и смерти: 2:50; качество кармы: 2:49; 3:9; отречение от кармы: 3:4-6; сила гун: 3:5, 10, 27; 4:19; источник кармы: 3:15; недеяние в действии: 3:7; 4:16, 18-22; 15:5; необходимость в действии: 3:8, 20-24; 4:15; не от всякого действия следует быть отрешенным: 18:3, 5-19, 48; стандарт для самоотверженного действия: 3:25-26; 4:14-15; 18:23-28; природа кармы: 3:27-29; 4:17-18; 7:29; 17:27; руководство кармой священным писанием: 16:24; кармическая преданность: 3:30; 4:41; 5:10; как переступить пределы кармы: 4:23; 18:12; составные части каждого действия: 18:13-15; не ограниченность всеми действиями: 4:22; 18:17, 49, 56-57; стимулы к действию: 18:18.

КАРМА (Как результат прошлых действий): освобождение от кармы: 4:23, 37; 9:28; очищение кармы: 18:40; прошлые действия: 4:32; следующее рождение выбрано определяется кармой: 18:47; ограничение кармой: 18:60.

КАРМА ЙОГА (Самоотверженное Служение): образец самоотверженного действия: 3:25-26; основные принципы Карма Йоги: 2:47-50; 3:25-30; 6:1, 3; преимущество Карма Йоги: 2:40, 50-51; величие Карма Йоги: 3:13-15; двойственный путь - Джнана и Карма Йога: 3:3; Король Джанака: 3:20; действует не ум: 4:20-23; 5:3; 9:28; необходимость совершать Карма Йогу: 4:41; освобождение посредством Карма Йоги: 5:1-2, 6; 3:19; сравнение Карма Йоги с Джнана Йогой: 5:4-5; трудно достичь отречения без Карма Йоги: 5:6; очищение ума посредством Карма Йоги: 5:6, 7, 11, 13; знание Карма Йоги: 7:29; описание Карма Йоги: 9:27; Карма Йога, предписанная для определённых преданных: 12:10; 15:19; возможность реализации Атмана посредством Карма Йоги: 13:24-25; обсуждение раджасических действий: 14:27; анализ ума во время Карма Йоги: 15:5; подходящее действие во время Карма Йоги: 18:10.

КОНЦЕНТРАЦИЯ: 5:27-28; 6:10, 13, 19; 8:13; 10:10, 25; 12:6-8, 12; 18:72, 78.

КОСМИЧЕСКАЯ ФОРМА: описание космической формы: 11:5-32, 39-40; 13:13.

КОШИ (Оболочки или Одежды Души): Маномая, Виджнанамая и Анандамая Коши: 13:6.

ЛАКШМИ ДЭВИ: 14:19; 18:38.

МАЙЯ (Иллюзия): 7:14-15, 25, 27; определение майи: 13:6; 18:61; см. также Заблуждение и Пракрити.

МАНУС (Законодатели): 10:6.

МАХАТ БРАХМА (Пракрити): великий творец: 14:3-4; см. также Пракрити.

МЕДИТАЦИЯ: 2:61, 66; 3:6; 5:7; медитация на Брахмане: 5:21; место для медитации: 6:11; методика медитации: 5:27-28; 6:12-15, 24-29; особенности и польза от медитации: 6:18-22; медитация для самоочищения: 6:12; 18:33; умеренность, необходимая для медитации: 6:16-17; сосредоточенная медитация: 6:23; 8:8-10, 12-13; значение "постоянного размышления обо Мне": 8:14; 10:11; взаимоотношения между знанием и отречением: 12:12; непоколебимость, достигаемая посредством медитации: 12:14; лучшее время для медитации: 13:21; реализация Атмана посредством медитации: 13:24; 15:5; медитация в действии: 12:12; 18:52; медитация на истине: 18:63.

МЕРУ: позвоночник (символично): 15:1.

МИЛОСТЬ БОГА: 18:53, 58, 62, 73.

МОГУЩЕСТВО ПРАКТИКИ ЙОГИ: 2:40; 4:38.

МОКША: 6:13; 15:1.

НАЗВАНИЯ И ФОРМЫ: 2:18; 4:7; 6:29; 7:21; 8:7, 20; обсуждение бесформенной природы Бога: 7:22, 24; 9:16-19; 10:10; 13:2, 6, 16, 21, 26; видоизменения гун являются названиями и формами: 14:5; 15:17; 16:введение.

НЕБЕСА: ворота к небесам: 2:32, 37; цель небес: 1:19; 2:2, 32, 37, 43; 6:6, 41; 9:20, 21; 18:40.

НЕПРИВЯЗАННОСТЬ: см. Вайрагья и Привязанность.

НЕРАЗУМНЫЙ: 2:42; не следует беспокоить: 3:26, 29; пренебрежение Богом: 9:11-12; путь людей, ищущих наслаждение: 9:20-21; судьба неразумной личности: 7:20-24; 16:23.

НИРВАНА: см. Брахма.

НИТЬЯНАНДА, СВАМИ: история его жизни: 14:24-25.

ОБЯЗАННОСТЬ: необходимость в выполнении обязанностей: 1:38, 45; 2:введение, 4, 7, 10-11, 31-33, 36-38, 47, 49; как выполнять обязанности: 2:38, 47, 50; 3:8, 17, 19; 5:22; 9:28; отсутствие обязанностей для человека знания: 2:50; 3:17-18; 4:15; совершение Яджны, Данам и тапаса являются обязанностями человека: 18:5; обязанности не должны быть отклонены: 18:7-10; достижение совершенства посредством выполнения обязанностей: 18:45-47; несовершенство не является причиной отказа от обязанностей: 18:48; отказ от всех обязанностей: 18:66; см. также Дхарма и Свадхарма.

ОМ: 6:15; 7:8; 8:13; 9:17; 10:25; 17:23-24.

ОМ ТАТ САТ: значение этого выражения: 17:23-26.

ОТРЕЧЕНИЕ: автоматически происходящее отречение: 3:5; состояние истинного отречения: 3:6; 5:6-9, 11-13, 26; отречение ведёт к свободе: 3:4-6; 5:1-3; "истинный отрешенный": 6:1; отречение как сущность йоги: 6:2; как достичь отречения: 9:28; отречение от плодов действий: 2:51; 12:6, 11-12, 16; отречение является самоотверженностью: 16:3; нейтральное отречение: 16:3; просветление посредством отречения: 18:введение; отказ от личностно обусловленных действий и их плодов (тьяга): 18:2-4, 11, 12; не от каждого действия следует отрекаться: 18:51; отречение от собственной обязанности: 18:7-10, 66.

ПИЩА: подношение: 3:13-14; 9:26; всё есть Брахман: 4:24; 6:15; три группы пищи: 17:7-10.

ПОДЧИНЕНИЕ: подчинение учителю: 2:7; 4:34; 6:47; 9:34; 13:11; см. также Служение.

ПОКОЙ: см. Спокойствие.

ПОКОРНОСТЬ: покорность, требуемая для обучения: 3:14; 4:34; 13:11.

ПОКЛОНЕНИЕ: поклонение Богам: 4:12; 6:47; 7:2, 20-21, 23; причины для поклонения: 7:16; 9:13, 15, 19, 22-23; Бог поклонения: 9:24; результат поклонения: 7:22, 23, 28, 30; 9:25, 29; разные формы поклонения: 9:25, 30; предложение любви, как часть поклонения: 9:27; 10:8; истинное значение поклонения: 10:10-11; поклонение непроявленному и проявленному: 12:1-5; метод поклонения сагуна: 12:6-12; поклонение людей, свободных от заблуждения: 15:19; гуны и методы поклонения: 17:4; цель поклонения: 17:4.

ПОЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ: необходимость сдерживания половой активности: 10:11; 16:8, 18.

ПРАКРИТИ (Природа, Проявление Бога, Познаваемое, Кшетра, Вибхути): 3:5, 27, 29; 4:6, 13, 18, 19; 6:9; проявленная пракрити: 2:28; 7:2, 24; 8:18, 20; 9:4; деятель: 5:14, 15; 13:20, 29; тела и умы созданы из пракрити: 13:19, 21, 26-28, 30; восемь аспектов пракрити: 7:4-5; объяснение пракрити с низкой и высокой точек зрения: 7:2-7; адхибхута: 8:4; функция пракрити: 9:7-10; божественные проявления: 10:16-42; объяснение кшетры: 13:1-3, 21; описание составляющих: 13:8; польза от понимания пракрити: 13:18, 23, 34; гуны и пракрити: 13:19; 14:4-5; недуги тела и ума, возникающие от пракрити: 14:20; объяснение тленного и нетленного: 13:20-21, 27, 31-33; 15:7, 17; преходящие удовольствия от пракрити: 18:57; сила пракрити: 18:40, 59.

ПРАНА: 4:27; необходимость сохранения праны: 6:14; 10:11; во время смерти: 8:12-13; использование праны в процессе пищеварения: 15:14; контроль праны: 18:33.

ПРАНАЯМА: 4:29; 5:27-28; 6:12, 15; 12:12; 13:11; 17:4.

ПРАРАБДХА КАРМА: 14:24-25.

ПРАТЬЯХАРА (Контроль Чувств): 2:14-15, 58-61, 64, 68-70; 3:6-7, 16, 34, 41, 43; 4:10, 21, 26-29, 39; 5:21-22, 27-28; 6:24, 34-36; 10:4; 12:4, 14; 16:1; 17:16; 18:51; см. также Чувство и Чувственное Удовлетворение.

ПРЕДАННОСТЬ (Бхакти): множественные пути преданности: 4:11; высшие формы поклонения: 6:47; объяснение Ананая Бхакти: 9:22; путь преданности: 8:10, 22; 9:13-14; 11:54; (история) о Святом Каннаппаре: 9:23; пожертвование любви: 9:26-27; результаты преданности: 9:29, 33-34; 10:10-11; преобразующая сила преданности: 9:30-31, 33-34; преданность, питаемая знанием: 10:7-9; 11:53; Йога преданности: 12:1-20; 13:7, 10; преданность учителю: 13:11; обсуждение Бхакти Йоги: 13:25; средства для выхода за пределы гун: 14:26-27; сравнение ритуального и искреннего жертвоприношения: 17:1; преданные подношения: 17:23-27; 18:54, 65-66; преданность, ведущая к знанию: 18:54-55; заботливое взращивание преданности: 18:64, 67-70.

ПРЕДАННЫЕ: 4:3; 7:16-18, 21-22; испытание преданных: 8:13; защита преданных: 9:22-23, 31; божественные качества преданных: 12:13-20; 16:1-3; необходимое понятие о преданных: 13:18; обучение преданных: 18:68; любимые Богом преданные: 18:69.

ПРИБЕЖИЩЕ: 2:7; 4:10; 7:14, 19, 29; 9:13, 18, 32; прибежище означает постоянное размышление обо Мне: 8:14; прибежище вселенной: 11:38; прибежище с помощью отказа от эго: 12:11; прибежище в Абсолюте: 15:4; 18:62, 66.

ПРИВЯЗАННОСТЬ: смятение в результате привязанности: 1:27-31, 45-47; 2:введение; привязанность к плодам действий, как к собственности: 2:48-50; 3:25; 4:20-23; 5:10-13, 26; 18:23, 26; свобода от привязанности: 2:57; 3:9; 15:3, 5; 18:12, 71; источник привязанности: 2:62-63; 3:7, 9, 19; 18:53; привязанность к внешним объектам: 5:21; 6:4; история о двух лодочниках: 6:35-36; отречение преданных от привязанности: 12:16, 18; 18:10; привязанность к семье, детям, дому: 13:9; Дживанмукта является свободным от привязанности: 14:24-25; причина собственности и страх потерять её: 16:3; связанный привязанностью: 16:12; крайняя степень тапаса вызванная привязанностью: 17:5-6; необходимость в отречении: 8:11.

ПРОСВЕТЛЁННОСТЬ: см. Мокша.

ПУРАНЫ (Священные Тексты): Шива-Пурана, Вишну-Пурана и Шакти-Пурана: 13:25.

ПУТИ СВЕТА И ТЬМЫ: 8:23-27.

ПУРУША (Бог, Непроявленный, Знаток, Кшетраджна, Знаток Поля): непроявленный: 2:25, 28; 7:12, 24; сознание Пуруши: 8:18, 20-21; 9:4; 10:33; ты являешься (знатоком): 4:18; 5:7; семь уровней сознания: 10:6, 10, 22-23; сущность, находящаяся за пракрити: 6:9; 7:5-7, 13; 13:1, 22, 26-33; 16:8; описание славы Пуруши: 7:8-12; 8:4; 11:5-43; как осуществить переживание Пуруши: 8:7-10, 22; 13:6, 24-25; за пределами непроявленного состояния: 8:20; природа Пуруши: 8:21-22; 10:12; кратко описанные божественные проявления: 10:16-42; Пуруша, наполняющий собой всю вселенную: 9:4-11; 10:12; 11:18, 38; 15:17; обозреватель: 9:10; распределитель результатов кармы: 9:17; описание Пуруши: 13:1, 19-21; 15:введение; Пуруша не совершает действия: 13:29; необходимость понимания Пуруши: 13:2 18, 23, 34; бессмертие души: 15:4; тленный аспект: 8:20; 15:16, 17; дающий семя: 10:39; 14:4; кто является знатоком?: 15:5; сравнение Параматмана с дживатманом: 15:8; преодоление тленности и нетленности: 10:15; 15:19; признанный не заблуждающимися: 15:19; нетленный аспект: 15:16-17; реализация Пуруши: 18:50-56; Ишвара в сердце каждого: 18:61.

РАБОТА: см. Карма Йога (самоотверженное служение).

РАДЖА ЙОГА: 2:39; 13:24-25; 14:27.

РАДЖАС: качества раджаса: 14:5; род действия раджаса: 14:7, 9; преобладание раджаса: 14:10; характерные черты раджаса: 14:12, 22; преобладание раджаса в момент смерти: 14:15; плоды раджаса: 14:16; особенности, возникающие благодаря раджасу: 14:17; условия повторного рождения обусловленные раджасом: 14:18; раджас в сравнении с саттвой: 14:12; качество веры: 17:2-4; метод поклонения: 17:4; предпочтение пищи: 17:9; класс жертвоприношения: 17:12; практика дисциплины: 17:18; благотворительные действия: 17:21, 22; отречение от обязанностей: 18:8; вид понимания: 18:20-22; раджасические действия: 18:24; индивидуальный раджас: 18:27; раджасический интеллект: 18:31; раджасическая сила воли: 18:34; раджасические удовольствия: 18:38, 40.

РАМАКРИШНА: цитата: 13:29; история о попугае, воспевающем Рам: 14:14; об учении: 15:19.

РАМАЛИНГАМ, СВАМИ: цитата: 6:15; 8:14.

РАМАНА МАХАРИШИ: 18:57.

РЕЧЬ: гармония с мыслями, делами и речью: 2:11; ограничения речи: 15:17-19; лживая речь: 16:2; аскетизм или дисциплина речи: 17:15; правдивость в речи: 17:15; важность правильной речи: 17:23; речь является действием: 18:18.

РОЖДЕНИЕ: 2:20, 21, 22, 25-27, 36, 50, 51; 4:4, 6-7, 9; йогабрастха: 6:41-43; введение в заблуждение при рождении: 7:27; рождение благодаря желанию: 9:21, 24; 13:23; раса, пол и каста не являются важными: 9:32; 10:4; рождение как соединение гун: 13:23, 26; пракрити, Пуруша и рождение: 14:2, 4, 20; 15:4, 10, 18; 16:19-20; ценность человеческого рождения: 16:21; комната, где Бог принимает экзамен: 16:21; темперамент, дхарма и рождение: 18:47; приготовление к рождению природы-матери: 18:66.

САД ЭДЕМА: 3:10; 16:21.

САМАДХИ: преодоление желаний: 2:59; описание состояния самадхи: 6:19-22; ссылки на самадхи: 2:44, 54; 6:6; см. также Дживанмукта и Стхитапраджня.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ: основная черта характера, которую следует приобрести: 18:53; см. также Карма Йога (Самоотверженное Служение).

САМСАРА: освобождение от самсары: 12:7; см. также аналогию с деревом Ашваттхой: 15:2-4.

САМСКАРЫ (Умственные Впечатления): 3:10; 7:27; самскары определяют следующее рождение: 18:47.

САРАСВАТИ ДЭВИ: 14:19; 18:38.

САТ И АСАТ: 13:12; 17:28.

САТТВА: качества саттвы: 14:5; разновидности счастья и знания: 14:6, 9; преобладание саттвы: 14:10; характерные черты саттвы: 14:12, 22; преобладание саттвы в момент смерти: 14:15; плоды саттвы: 14:16; особенности, возникающие от саттвы: 14:17; саттва, обусловливающая повторное рождение: 14:18; саттва, смешиваемая с тамасом: 14:8, 24-25; сравнение саттвы с раджасом: 14:12; качество веры: 17:2-4; метод поклонения: 17:4; пищевые предпочтения: 17:8; разновидности жертвоприношения: 17:11; практика дисциплины: 17:17; благотворительные действия: 17:20, 22; отречение от обязанности: 18:9-10; разновидность понимания: 18:20, 21; саттвические действия: 18:23; саттвическая личность: 18:26; саттвический ум: 18:30-31; сила воли: 18:33; удовольствия: 18:37.

САТ-ЧИД-АНАНДА: объяснение значения этого выражения: 17::23.

СВАДХАРМА: свадхарма Бхишмы: 1:12; описание свадхармы: 2:31-33, 36-38; 3:33, 35; 18:41-46; при совершении свадхармы грех не пристаёт: 18:47; вами управляет свадхарма: 18:48; природа заставит вас выполнять свадхарму: 18:59-61; когда вы обладаете спокойствием ума, вы познаёте свою свадхарму: 18:51; отказ от всех обязанностей: 18:66; см. также Обязанность и Дхарма.

СВИДЕТЕЛЬ: свидетель действий: 4:18; 5:8-9; 9:9-10, 18; является тем, что вы действительно делаете: 15:5; 18:66; Пуруша - свидетель всего: 13:22; истинная Душа является недействующим свидетелем: 13:29; 14:20.

СЛУЖЕНИЕ: служение гуру, как учителю: 4:34; 13:7; 17:14.

СМЕРТЬ: 1:38; переселение души: 2:11-13, 19-22, 25, 27, 36, 72; бесчестие хуже смерти: 2:34; причина смерти: 2:50; йогабрастха: 4:9; 6:41; 7:30; контроль ума во время смерти: 8:2-6, 10-13, 16; история о попугае, воспевающем Рам: 8:13; история о Боге Шиве и Парвати, обсуждающих слепого: 8:13; смерть: 9:3, 19; 10:4, 34; 13:21, 23, 31; объяснение рождения и смерти: 14:2-4; влияние гун во время смерти: 14:14-15; выход за пределы гун: 14:20; 15:4, 8, 10, 18; 16:11; двойственность пути во время смерти: 8:23-27.

СОВЕРШЕНСТВО В ДЕЙСТВИИ: 2:50; медитация - совершенство в действии: 12:12; значение этого выражения: 14:11; совершенство в действии есть йога: 15:11.

"СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗУ БОГА": значение этого выражения: 13:2.

СОМНЕНИЕ: 2:52; 4:40, 41, 42; 5:20, 25; 6:39; 8:7; 18:73.

СПОКОЙСТВИЕ (Уравновешенность) ЕСТЬ ЙОГА: 2:48, 50-51, 64-65, 70-71; 4:22; 6:17, 33; 8:7; 10:4-5; 12:18-19; 14:16; 15:11; 17:16; 18:20.

СТРАСТЬ (Беспокойное Желание, Крайнее Увлечение): 4:10; 6:27; 7:11; раджасическая энергия: 14:7, 12, 16-17; вера и страсть: 17:2; контроль страсти: 18:51.

СТРАХ (Бхая): 2:35; защита от страха: 2:40, 50, 56; 3:35; 4:10; 5:22, 27-28; 6:14; 10:4; недостаток веры: 8:7; 16:1; привязанность, как причина страха: 16:3; отречение благодаря страху: 18:8, 30; тамасическая природа страха: 18:35.

СТХИТАПРАДЖНЯ ЛЯКШАНА (Личность, Обладающая Непоколебимой Мудростью; Просвещённый Человек): 2:7, 50, 52, 53, 69; характерные черты стхитапраджни лякшаны: 2:54-72; 3:25; 4:19-20; 5:16, 18:21, 24-26; 6:8-9, 29-32; 12:13-20; 14:21-26.

СЧАСТЬЕ: выполнение своих обязанностей приносит счастье: 2:32, 56, 66, 70; 4:11; абсолютная истина неизменна: 7:27; 9:22; временная природа счастья: 5:22-23; обнаружение счастья: 5:24; кто является счастливым: 15:5, 10; 16:23; типы счастья: 18:37-40, 49, 57, 78.

ТАМАС: качества тамаса: 14:5; разновидность беспорядочного мышления: 14:8, 9; преобладание тамаса: 14:10; характерные черты тамаса: 14:13, 22; преобладание тамаса в момент смерти: 14:15; плоды тамаса: 14:16; особенности, проистекающие от тамаса: 14:17; тамасические условия, обусловливающие повторное рождение: 14:18; тамас, смешанный с саттвой: 14:8, 24-25; тамасическое качество веры: 17:2-4; тамасический метод поклонения: 17:4; преобладание тамасической пищи: 17:10; разновидности тамасического жертвоприношения: 17:13; практика тамасических дисциплин: 17:19; тамасические благотворительные действия: 17:22; тамасическое отречение от обязанности: 18:7; тамасическая разновидность понимания: 18:20, 22; тамасические действия: 18:25; тамасическая личность: 18:28; тамасический ум: 18:31, 32; тамасическая сила воли: 18:35; тамасические удовольствия: 18:39.

ТАПАС (Аскетизм): 4:10, 28; 7:9; 8:28; 9:27; 10:5; 11:48, 53; 13:2; 15:8; 16:1; следует избегать крайностей: 17:5-6; тапас тела, речи и ума: 17:14-16; влияние гун: 17:17-19; использование Ом Тат Сат с тапасом: 17:24-27; 18:3; не следует отвергать: 18:5; тапас следует совершать без привязанности к его результатам: 18:6.

ТВОРЕНИЕ: сотворение всего: 3:10; эволюция и инволюция творения: 7:6-7; 8:17-19; 9:5-10; Пуруша, пронизывающий всё творение: 8:22; цикл творения: 9:7-8; семя творения: 9:18; 10:5-6, 34; 13:21, 30, 33; 14:3; 15:16-18; описание творения как Дерева Ашваттха: 15:1-4.

ТЕЛО: 1:28-29; 2:введение, 13, 18, 20, 30, 41; 9:34; отождествление с телом: 9:10; "Я - не тело": 2:59; действия тела: 3:7, 22; 5:8-9; действия, необходимые для поддержания тела: 3:8; часть пракрити: 4:18, 21; 6:32; для очищения он работает с телом: 5:11; очищение тела: 6:12; подготовка тела к медитации: 6:13; удовлетворение тела: 6:17; смерть тела: 8:12-13, 23-27; рождение тела благодаря желанию: 13:23; Атман, пребывающий в теле: 13:32; рождение и смерть тела: 14:4, 15; древо жизни и тело: 15:1, 3; узники тела: 15:4; тело подчиняется уму: 15:5; Бог входит в тело: 15:8, 10; очищение тела: 16:3; необходимость тела для духовного развития: 17:6; дисциплины тела: 17:14; невозможность отречения от всех действий во время пребывания в теле: 18:11, 14; врождённые качества природы для защиты тела: 18:59, 66.

ТИШИНА: звук в тишине: 7:8; секрет тишины: 10:38; преданные, находящие прибежище в тишине: 12:19; умственная дисциплина: 17:16; молчание - золото: 18:18.

ТРИПУТИ (Наблюдатель, Наблюдаемое, Наблюдение): объяснение этого: 14:19; стимул к действию: 18:18.

ТХАЮМАНАВАР, СВЯТОЙ: 6:15.

ТХИРУВАЛЛУВАР: 3:11; 5:27-28; 11:32; 13:11; 15:4.

ТХИРУМУЛАЙ: духовное развитие, необходимое для тела (выдержки): 17:6.

УЕДИНЕНИЕ: уединение искателя истины: 18:52.

УМ: открытость ума: 2:7; волнение ума: 1:30-31; 2:7, 60, 63, 67; 3:6, 40; 11:45; сила медитации: 3:42; торопливый и неустойчивый ум: 3:41; фиксация ума на Боге: 3:30; 7:1; 12:2, 8; 17:11; 18:58, 65; ум, покрытый мраком: 3:27; действия, совершаемые посредством ума: 5:8-9; контроль ума в момент смерти: 8:2; уравновешенность, покой или Вьявасаям: 2:13, 41, 44-45, 48-53, 64-66, 68-71; 4:11, 22; 6:15-29; 8:7; 9:22; 12:12; 15:11; чувства и ум: 2:59, 60; ум является местом желаний: 3:40; часть пракрити: 4:18; очищение и чистота ума: 5:6-7, 11-13; 8:7; 15:11; 16:1-3; 17:16; 18:5, 18, 51; контроль ума: 3:7, 41; 4:21; 5:26-28; 6:12, 33-36; 18:33; друг или враг: 6:5-6; история о человеке, лежащем на обочине дороги: 6:6; самодисциплинированный ум: 6:7, 18-19; равное видение: 6:8-9; 5:18-20; концентрация ума: 6:10; природа ума: 7:4; 9:10; подчинение ума: 9:34; создание непоколебимого ума посредством практики: 8:7-10; 10:22; 12:6-9; 12:14, 16-19; 13:5; необходимость в очищении ума и сохранении его чистым: 13:6-11; 15:11; Всевышний находится за пределами способности восприятия: 13:12; присутствие Бога в уме: 13:22-23; ум-источник беспокойных мыслей: 13:32; беспокойные блуждания ума вызваны гунами: 14:8; необходимость в анализе действия ума: 14:8; необходимость в поддержании чистоты ума: 14:22; ум Дживанмукты: 14:22, 24-25; как проанализировать "кто, что делает": 15:5; шестое чувство: 15:7-9; Всевышний находится за пределами ума: 15:19; функционирование ума: 18:18; качества ума: 18:28, 30-31.

УМЕРЕННОСТЬ: необходимость в ней в практике йоги: 6:16, 17; Господь Будда и путь умеренности: 17:6.

УПАНИШАДЫ: 11:52; 15:8; Мандукья: 15:19; 17:23.

УЧЕНИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: 4:1-2.

УЧЕНИЧЕСТВО: см. Служение и Подчинение.

ЧИСТОТА/ОЧИЩЕНИЕ: 6:12, 45, 46; 9:2, 17, 20; 10:12, 31; очищение: 11:55; очищение души: 12:12; 17:14; очищение посредством мудрости: 13:7, 11; чистый, как хрусталь: 13:32; саттвическая гуна: 14:6; чистота сердца является йогой: 15:11; 16:1,3; чистота мысли: 17:16-17; чистота ума: 18:5, 10, 42, 51.

ЧУВСТВА: взаимодействия с объектами чувств: 2:14-15; 64, 68; 5:8-9; недостаточный контроль над чувствами: 2:60, 67; 3:6, 16; источник привязанности к объектам: 2:62; необходимость в контроле чувств: 2:7; 3:34; природа как объект и чувства: 3:28; местом желания является: 3:40; жертва чувств: 4:26-27; контроль над чувствами с помощью концентрации: 6:12; удовлетворение чувств: 6:17; 12:3-4; чувства - это пракрити: 13:5; чувства по отношению к Брахману: 13:14; под влиянием саттва гуны: 14:11; объекты чувств: 13:5; 15:2, 9; 18:38; чувства, приобретённые дживатманом: 15:7-10; органы чувств: 18:14, 38; внутренние и активные чувства: 18:18, 33; контроль над чувствами ведёт к Брахману: 18:51; см. также Чувственное Удовольствие и Пратьяхара (контроль чувств).

ЧУВСТВЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ: искатели чувственного удовольствия: 9:20; чувственное удовольствие является раджасическим по природе: 14:7; временная природа чувственного удовольствия: 18:38.

ШИВА, БОГ: 7:22, 24; 8:13; 18:38.

ШИВАГОЧАРЬЯ: история о Шивагочарье: 9:23.

ШИВАЛИНГАМ: описание поклонения Шивалингаму: 7:22.

ШИВАНАНДА, СВАМИ: цитаты: 13:2; 18;44.

ШРАДДХА (Убеждённость, Искренность): 4:39-40; 6:47; практика шраддхи: 7:21-22; (история) поклонение Шивалингаму: 7:22, 24; вера: 8:7; 9:1, 3, 23; 12:2, 20; использование воли: 17:введение; шраддха зависит от темперамента: 17:2-4; недостаток шраддхи: 17:28; 18:71.

ЭВОЛЮЦИЯ: инволюция: 8:17-19; цикл эволюции: 9:7-8; эволюционная теория Дарвина: 10:6; все уровни эволюции: 11:15; эволюция от Пуруши: 13:30; 14:3-4; человеческое рождение (время испытаний): 16:21.

ЭГО: 2:10, 71; 3:27; 4:21, 34; 5:22; 6:6, 17, 7:4; 8:14; 9:12, 34; капитуляция эго: 12:11; 13:5, 8, 11; необходимость быть свободным от эго: 15:5, 19; уничтожение эго шаг за шагом: 16:3, 18; движущая сила крайностей в тапасе: 17:5-6; 18:14, 17; функционирование эго: 18:18, 24-26; невозможность достижения освобождения посредством эго: 18:49; эгоистический выбор против естественной перемены: 18:47-49; чувство собственности: 18:53; опасность развития эго: 18:58-59.

ЯДЖНА (Жертвоприношение): 3:8-16; различные виды яджны: 4:23-33; 9:20; 11:53; 16:1; Бог яджны: 5:29; 7:30; 8:4; наслаждающийся яджной: 9:24, 27; влияние гун: 17:11-13; яджна, как древний ритуал: 17:23-24; 18:3; от яджны не следует отрекаться: 18:5; яджна, совершаемая без привязанности: 18:6.


Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита. (Эпилог, Предметный указатель)

вверх