оглавление     вся книга    главная страница

Шри Свами ШИВАНАНДА

Бхакти ЙОГА

(Главы 1-4)
 
Перевод на русский язык, примечания, редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/
Уфа, 2001

Оглавление

Предисловие переводчика
Правила чтения Санскрита
Предисловие к изданию на английском языке
Глава I. Кто является Богом?
   I.1. Бог – это Истина
   I.2. Бог существует
   I.3. Бог является постоянным
Глава II. Что такое Бхакти?
   II.1. Бхакти – это любовь к Господу
   II.2. Плоды Бхакти
   II.3. Характерные черты Бхакты
Глава III. Пуджа или поклонение
   III.1. Пуджа – это поклонение Богу
   III.2. Инструкции для поклонения
   III.3. Манасик Пуджа (умственное поклонение)
   III.4. Пара Пуджа
Глава IV. Бхава (отношение)
   IV.1. Шанта Бхава
   IV.2. Дасья Бхава
   IV.3. Сакхья Бхава
   IV.4. Ватсалья Бхава
   IV.5. Мадхура Бхава
   IV.6. Предостережения
Глава V. Божественное Имя
Глава VI. Молитва
Глава VII. Вера
Глава VIII. Девять способов Бхакти
   VIII.1. Шравана
   VIII.2. Киртан
   VIII.3. Смарана
   VIII.4. Падасевана
   VIII.5. Арчана
   VIII.6. Вандана
   VIII.7. Дасья
   VIII.8. Сакхья
   VIII.9. Атма Ниведана
Глава IX. Пара Бхакти
   IX.1. Псевдо-Пара Бхакты
Глава X. Одиннадцать моментов для развития Бхакти
Глава XI. Бхакти и Джнана
   XI.1. Пратима – это замена или символ
   XI.2. Джнани – это величайший Бхакта
   XI.3. Доктрина Аватар
   XI.4. Взаимная зависимость Бхакти и Джнаны
   XI.5. Четыре вопроса Акбара
   XI.6. Сравнение Бхакти и Джнаны
Глава XII. Самадхи
   XII.1. Четыре вида освобождения
   XII.2. "Космическое сознание". Доктор Морис Бьюк
   XII.3. Надёжный способ установления связи с Богом
   XII.4. Физиологические перемены
   XII.5. "Бессмертные руки"
   XII.6. Атомный танец природы
   XII.7. Неописуемая благодарность
Глава XIII. Лёгкий способ для поклонения
Глава XIV. Неотъемлемые части в Бхакти
   XIV.1. Засейте духовное семя в молодости
   XIV.2. Не торгуйтесь с Богом
   XIV.3. Ишварапранидхана
   XIV.4. Приятное полезно для несчастья
   XIV.5. Важность Гуру Бхакти
   XIV.6. Метод сочетания
Глава XV. Жизнеописания Бхакт
   XV.1. Прахлада
   XV.2. Джагай и Мадхай
   XV.3. Павахари Баба
   XV.4. Намдэв
   XV.5. Мирабай

Глава I. Кто является Богом?

I.1. Бог – это Истина

Бог – это Истина. Бог – это Любовь. Бог – это Свет света.
Он является воплощением вечного блаженства, высшего покоя и мудрости.
Он всемилостив, всеведущ, всемогущ и вездесущ.
Он не имеет ни начала, ни конца.
Он является Высшим Существом, Параматмой.
В Гите Он известен как Пурушоттама – Высший Пуруша, или Махешвара. (Пуруша – это Душа, Дух).
Он знает обо всём в мельчайших подробностях.
Он поддерживает мир, тело, ум, чувства и Прану.
Без Него даже атом не может двигаться.
Он является источником Вед.
Земля, вода, огонь, воздух и эфир являются Его пятью силами.
Брахма, Вишну и Шива являются тремя аспектами Господа.
Брахма является творческим аспектом, Вишну – сохраняющим, а Шива является разрушающим аспектом.
Существуют также три других аспекта: Вират, Хираньягарбха и Ишвара (проявленный, присущий и причинный аспект).
Вират является общей суммой всех физических тел;
Хираньягарбха является космическим умом, общей суммой всех умов;
Ишвара является общей суммой всех причинных тел.
Сотворение, сохранение и разрушение, сокрытие и Слава являются пятью видами деятельности Господа.
Бог – это утончённый вкус в напитках.
Это – благозвучие в словах прекрасной женщины.
Это – красота Гималайского ландшафта.
Это – волнующая мелодия в музыке.
Это – аромат в жасмине.
Он является мягкостью бархата.
Он является Праной в теле,
Он является сознанием в интеллекте.
Земля отражает Его всеподдерживающую природу.
Вода провозглашает послание Его чистоты и святости.
Огонь указывает на Его всесияющую природу.
Воздух означает Его всемогущество.
Эфир возвещает о Его всепроникающей природе.
Майя является Его иллюзорной силой, и она полностью находится под Его контролем.
Имеется шесть атрибутов Господа: божественная мудрость, бесстрастие, энергия, сила, богатство и слава.
Поэтому Его называют Бхагаван.
Он является невидимым хозяином этого мира и, подобно кукольнику, дёргающему за верёвочки, управляет физическими телами.
Он является Внутренним Правителем всех существ.
Он пребывает в вашем сердце.
Он находится в вас, и вы находитесь в Нём.
Он очень близок к вам.
Раньше вы думали, что Его, может быть, можно найти или обнаружить только на горе Кайлас, Рамешваран, в Мекке, в Иерусалиме или на Небесах.
Ваши представления были неясными.
Это наше тело является Его движущимся храмом.
Святая святых – это глубокая сокровенная душа вашего сердца.
Закройте глаза.
Отведите свои чувства от объектов.
Ищите Его, сконцентрировав ум, с преданностью и с чистой любовью.
Вы найдёте Его.
Он ждёт вас там с распростёртыми руками, чтобы обнять вас.
Если вы не можете обнаружить Его там, вы не сможете Его найти нигде.
Одна лишь богореализация может считаться способом для прекращения бесконечного вращения колеса Самсары (колеса рождений и смертей) с сопутствующими этому трудностями рождения, развития, болезни, смерти, печали и страдания.
Вечное счастье может быть обнаружено только в Боге.
Поэтому мудрецы, святые и священные писания подчёркивают важность и необходимость Богореализации.
Бхакти или преданность может помочь человеку в достижении Богореализации.

Я написал в этой книге различные способы культивирования Бхакти и различные способы того, как встретиться с Богом лицом к лицу и вкусить нектар Божественного сознания, который единственный является величайшим благом человеческой жизни и человеческого стремления.

Очищайтесь.
Контролируйте чувства.
Воспевайте Его Имя.
Ощущайте Его Присутствие всюду.
Повторяйте Его Мантру.
Медитируйте на Его форме.
Реализуйте Его.
Радуйтесь в Нём.
Достигайте мира, блаженства и бессмертия.

I.2. Бог существует

В каждой частице творения существует проявление разума. Кто проталкивает кровь в артерии? Кто превращает пищу в лимфу и кровь? Кто осуществляет перистальтику кишечника и желудка и выводит отходы из кишечника? Кто закрывает и открывает веки и сжимает веки для предупреждения попадания пыли в чувствительные глаза? Кто придаёт разум клеткам и железам для того, чтобы они могли вырабатывать семя, молоко, желчь, слюну, желудочный сок из крови? Кто обеспечивает разум и силу для движения спермы, для того, чтобы сперматозоид соединился с яйцеклеткой в матке и превратился в плод? Откуда происходит эта крошечная, тонкая субстанция, бесконечно малая, равная одной десятитысячной толщины волоса? Что даёт ей возможность постепенно принять признаки, внешность и форму своих родителей? Какая сила поддерживает плод и помогает ему вырасти в утробе матери? Кто подготавливает молоко в груди матери перед тем, как ребёнок родится? Кто обеспечивает пищей лягушку, которая прыгает среди камней? Кто покрывает плоды кожурой для предупреждения их порчи от внешних воздействий? Кто производит деление на времена года? Кто поддерживает воду тёплой подо льдом и обеспечивает возможность рыбе выжить в арктических широтах, там, где реки, озёра и океаны покрыты льдом? Кто соединил 4 части инертного азота с горючим газом кислородом?

По чьей команде Солнце встаёт с пунктуальной точностью утром и закатывается вечером? Солнце находится на миллионы километров от Земли. И какое удивительное чудо, что с такого значительного расстояния Солнце посылает свет, тепло, энергию и жизнеспособность всем живым существам, обитающим на Земле. Существуют бесчисленные миллионы солнц, гораздо больших, чем то, что мы видим, но они нам кажутся крошечными звёздами из-за того, что находятся ещё дальше, чем то Солнце, которое мы знаем. Требуются миллионы лет для света, чтобы он достиг нашей Земли от этих звёзд. Скорость света составляет 300 000 километров в секунду. Свет от многих отдалённых звёзд ещё не дошёл до нас. Каким чудом является всё это! Все эти звёзды, планеты и спутники вращаются в космосе по строго определённым орбитам изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год в соответствии с непреложными законами.

Тогда возникает вопрос: существует или не существует какая-то организация работы некоего разумного Творца, или это результат случайных комбинаций частиц материи? Первое предположение кажется нам более разумным. Веды также подтверждают суждение, подобное нашему. Они настойчиво заявляют, что Солнце, Луна, небеса и Земля были сотворены Богом.

Кто обеспечивает водой деревья, цветы и кустарники в лесах? Кто этот невидимый, неутомимый садовник, который работает бесплатно и без какого-либо вознаграждения? Кто обеспечивает питание тиграм, львам, птицам, рыбам, растениям, насекомым и червям? Почему от человека рождается только человек, от птиц – птицы, от зверей – звери, от муравья – муравьи, являясь точными копиями своих родителей во всех подробностях? Из крошечного семени произрастает огромное баньяновое дерево, которое может скрыть в своей тени тысячи людей. Из крошечного семени вырастает огромное дерево манго, которое обеспечивает изобилие превосходных фруктов. Какова сила, которая поддерживает и питает эти деревья? Что является силой, которая производит могучие деревья с листвой, цветами, ветвями и плодами из крошечного семени? Что является скрытой и чудесной силой, которая даёт рост волосам, рукам, пальцам, ногтям, носу, зубам, ушам, ногам, бёдрам из крошечной яйцеклетки?

Каким замечательным, чудесным является человеческий организм! Как гармонично работают органы в унисон с организацией Природы!

В Гите это тело названо "городом с девятью воротами". Летом кожа энергично работает для вывода шлаков из тела с потом. Зимой почки работают более напряжённо для выведения грязи из крови и облегчения работы кожи. Эндокринные железы: гипофиз, надпочечники работают в совершенной гармонии в произведении внутренней секреции и обеспечивают обменные процессы в организме, его рост и развитие.

Это великое чудо, когда мы видим, что нервная система функционирует под контролем головного мозга и организует движение восходящих и нисходящих импульсов по спинному мозгу. Это подобно изумительной электрической батарее с коммутатором и проводами. Оператором является Внутренний Правитель, который контролирует и видит всё. Он является инспектором, разрешающим, великим Богом. Посмотрите на сердце и лёгкие, которые работают под непосредственным контролем мозга! Какими удивительными являются эти жизненно важные органы! Разве может какой-нибудь хвастливый учёный создать такие органы, ткани, волокна, сухожилия или клетки в своей лаборатории? Как гармонично различные системы тела безропотно и без отдыха работают вместе друг с другом! Как восхитительно выполняют свои функции различные центры в головном мозге: центр зрения, слуха, обоняния! Это производит благоговейный трепет, если только подумаешь серьёзно о работе этого искусного человеческого организма. Если поверить, что этот удивительный механизм является результатом случайной комбинации частиц материи или атомов, – это нелогично! Он сформирован и создан создателем, бесконечно более искусным и более разумным и могущественным, чем обычные архитекторы, которые создают особняки, дворцы и дачи.

Подумайте об этом хорошенько. Этим творцом является Бог, или Ишвара, или Творец. Называйте Его как хотите, таким именем, какое вам больше нравится.

Обратите внимание на удивительную силу ума! В Кена Упанишаде в 1-й строфе вы прочитаете: "Кто является руководителем ума?"

Здесь также имеет место игра Божественной Руки. Разве может психолог создать ум в своей хвалёной лаборатории? Понаблюдайте за различными способностями ума: способностью различать, рассуждать, аргументировать, запоминать, размышлять, фантазировать и думать. Никто, кроме Бога, не может создать такой могущественный и удивительный ум.

Карма или действие – неразумна. Кто раздаёт плоды действий? Кто определяет продолжительность жизни? Некоторые люди живут 120 лет, а другие – только 10. Как можно объяснить разнообразные явления, происходящие в этой вселенной?

Некоторые люди рождаются слабыми, другие – здоровыми. Одни – королями, знатными особами и миллионерами. Другие – крестьянами и нищими. Кто-то рождается слепым, глухим и немым. Одни люди – красивы, а другие – ужасны. Некоторые являются жуликами и бандитами, а другие – мучениками и честными людьми. Одни является дураками, а другие – интеллектуальными гигантами и мудрецами. Всё это можно объяснить только теорией Кармы и существованием Бога, который справедливо присуждает плоды каждому за его действия.

Очевидно, что с самого начала творения существовала какая-то сверхъестественная сила, которая действует из века в век и продолжает свою работу сейчас. Вы можете назвать её Таинственной Силой, Всепроницающим Разумом, Отцом Небес, Иеговой, Аллахом, Сущностью, Сутью, Брахманом или Ахур-Маздой – неважно, каким именем.

Этот Разум является Истиной, чистой любовью или Богом. Он является воплощением мудрости. Он – всезнающий, самосияющий и самосуществующий. Он независим. Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Он неизменен. Он находится за пределами речи и ума. Он является Сатчитанандой, или Абсолютным Существованием, Абсолютным Знанием и Абсолютным Блаженством. Он всеведущ, вездесущ, всемогущ. Он является Высшим Существом.

Он может быть реализован только в медитации с помощью чистого, сконцентрированного сердца. Мои дорогие друзья, разве можно до сих пор оставаться скептиками, материалистами и атеистами! Может быть, вы станете духовными гигантами? Склоните свои головы с покорностью и искренностью перед лотосовыми стопами всемудрейшего Творца. Вы обретёте Его Расположение. Не теряйте ни секунды для того, чтобы приблизиться к Нему. Очищайтесь. Молитесь. Пойте. Медитируйте. Реализуйтесь.

I.3. Бог является постоянным

Бог как скрытый владелец мира скрывает Себя внутри объектов. Он пребывает внутри них. Он является Внутренним Обитателем, наполняющим Присутствием, Сущностью или Сутью, разумным и творческим принципом вселенной. Это фундаментальная концепция пантеизма. В Шветашватаре Упанишаде написано:

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это – внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов."

Подобно тому, как масло скрыто в семенах, масло – в молоке, ум – в головном мозге, плод – в утробе матери, Солнце – за облаками, огонь – в дереве, сахар или соль – в воде, запах – в бутонах цветов, звук – в граммофонных пластинках, золото – в кварце и микроклетки – в крови, Бог также спрятан во всём, во всех этих формах и существах. Подобно тому, как вы можете видеть бактерии холеры, тифа, туберкулёза и возбудителей других болезней с помощью мощной линзы микроскопа, вы можете видеть Бога с помощью глаза интуиции.

1-я строфа Ишавасья Упанишады начинается со слов: "Иша васьям идам сарвам" – "Все эти движимые и недвижимые объекты населены Господом". В Катха Упанишаде вы прочитаете: "Иша сарвабхутешу гудха на пракашате" – "Этот Бог скрыт во всех существах". Тот, кто обладает острым, тонким и чистым интеллектом, может видеть Его.

Бог наполнен милосердием, любовью и состраданием. Его описывают как "океан милосердия". Его милосердие течёт, подобно течению реки Ганги и Ямуны (Джумны). Он изображён как подающий Себя Своим преданным. Он сознательно страдает от бесконечных мучений для того, чтобы облегчить страдания Своих преданных.

Он является рабом преданных. Бог Кришна говорит: "Я не контролирую Сам Себя. Я нахожусь под полным контролем Моих Бхакт. (Бхакты – те, кто поклоняется Богу). Они полностью завладели Моим сердцем. Как Я могу оставить их, когда они отреклись от всего лишь ради Меня?"

Он всегда думает о возможности служить вам тем или иным способом. Пусть Его благословение снизойдёт на всех нас!

Глава II. Что такое Бхакти?

II.1. Бхакти – это любовь к Господу

Бхакти – это тонкая нить Прем или любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа. Бхакти – это сильная преданность и величайшая привязанность к Богу. Это спонтанное излияние любви к своему Возлюбленному – чистая, бескорыстная, божественная любовь. Это любовь ради любви. Здесь нет сделки или ожидания чего-либо взамен. Это ощущение неописуемо. Чтобы его понять, его нужно испытать. Бхакти – это священная, высочайшая эмоция с возвышенными чувствами, которая соединяет преданных с Богом.

Следует различать Прем и Бхакти. Бхакти – это спонтанная привязанность к Богу. Преданный всецело одержим Богом. Прем – это высшее совершенство Бхакти. Это наиболее концентрированная любовь к Богу, наполненная сильной привязанностью. Она существует благодаря полностью очищенному сердцу. Любовь Бога является завершением и высшей ступенью преданности.

Любовь между мужем и женой является физической, эгоистической и лицемерной. Она непостоянна. Это только плотская страсть. Это сексуальный аппетит с привкусом более низких эмоций. У неё чувственная и ограниченная природа. В большинстве случаев не существует внутреннего союза между мужем и женой. Божественная любовь чистая, безграничная, всепроницающая, вечная, и в ней нет возможности разрыва, то есть она постоянна.

Поскольку мужья и жёны обычно соединяются с эгоистическими целями, имеет место лишь внешнее проявление, внешняя любовь. Здесь нет истинного союза в их сердце сердец. У них всегда существуют разногласия, в результате которых их лица становятся перекошенными от недовольства, а слова – раздражительными. Если муж не обеспечивает свою жену ожерельем и шёлковым сари, которые она желает, если он не водит её в кино, когда она хочет, между ними возникает решительная борьба. Разве это настоящая любовь? Это – корыстная, коммерческая и выгодная сделка. Из-за вожделения мужчины теряют свою чистоту, независимость и чувство собственного достоинства. Они становятся рабами женщин. Это – жалкое зрелище! Они с распростёртыми руками идут к жёнам и в порыве страсти говорят: "О, моя прекрасная возлюбленная жена, моя истинная Мира! (Мира [Мирабай] – имя принцессы, которая жила в 16-м веке. Это была великая преданная Бога Кришны, воспевавшая преданные песни. "Мира" означает также – "источающая аромат"). Ты должна быть почитаема, и я должен поклоняться тебе!"

Роберт Дж. Ингерсолл, величайший философ, определяет любовь следующим образом:

"Любовь – это поклонение на пути жизненных проблем. Это утренняя и вечерняя звезда. Она сияет над колыбелью младенца и бросает свой свет над молчаливой могилой. Она является матерью искусств, вдохновительницей поэтов, патриотов и философов. В любви была первая мечта о вечности. Она наполняет мир мелодией, музыкой и голосом любви. Это – аромат замечательного цветка, сердца. Без неё мы являемся просто животными, а с ней Земля становится небесами, и мы как бы олицетворяем собой прообразы богов, когда мы обладаем любовью."

II.2. Плоды Бхакти

Бхакти смягчает характер и устраняет ненависть, ревность, вожделение, гнев, эгоизм, гордость и высокомерие. Она наделяет радостью и Божественным экстазом, блаженством, миром и знанием. Все заботы, тревоги, опасения, страхи, умственные мучения и горести исчезают. Преданный освобождается от колеса Самсары – колеса рождений и смертей. Он достигает жилища бессмертия с вечным покоем, блаженством и знанием. Любовь к Господу сладкая, как нектар. Тот, кто вкушает его, кто живёт, действует и посвящает себя Богу, становится бессмертным.

"Его называют Непроявленным, Вечным, это – высшая цель. Те, кто достигает Его, не возвращаются. Это – Моё Высшее Жилище." Так говорит Бог в Гите. Далее Он говорит: "По Моей Милости ты обретёшь высший мир и вечное место пребывания."

Высший путь, Высшее Жилище, место вечного пребывания и блаженное место – всё это является синонимами.

II.3. Характерные черты Бхакты

Преданный обладает равным видением всего. У него нет враждебности по отношению к кому бы то ни было. У него образцовый характер. У него нет привязанности к кому-либо, или к какому-либо месту или вещи. У него нет отношения 'собственности'. Он обладает уравновешенным состоянием ума в страдании и удовольствии, в жаре и холоде, при восхвалении и осуждении. Он смотрит на деньги как на бумажки. Он не ощущает ни гнева, ни вожделения. Он смотрит на женщин как на своих сестёр или на свою мать. Имя Хари всегда на его устах. Его взгляд постоянно направлен внутрь. Он наполнен радостью.

"Эти благословенные Бхакты иногда плачут от любви, вспоминая Бога, иногда смеются, иногда радуются, иногда они говорят таинственные вещи, являющиеся трансцендентальными, иногда они танцуют в божественном экстазе, который просто неописуем. Иногда они поют мелодичные песни во славу Бога и в честь Него. Иногда они имитируют действия Бога, а иногда они тихо сидят и наслаждаются высшим блаженством Я." Вот как говорит Шримад Бхагавата.

Глава III. Пуджа или поклонение

III.1. Пуджа – это поклонение Богу

Пуджа является поклонением Богу. Это одна из девяти форм Бхакти. Богу поклоняются или в Его чистом аспекте, без атрибутов, или с атрибутами. Поклонение осуществляется или с использованием внешних средств, или мысленно, как поступают продвинутые преданные.

Бхакта совершает Пуджу или поклонение своему избранному Божеству. Пуджа бывает Ведическая, Тантрическая или смешанная, согласно свойствам и удобству преданного. Выбор метода – за ним.

III.2. Инструкции для поклонения

Утром примите ванну. Совершите свою каждодневную молитву. Если возможно, поместите перед собой образ Бога. Приготовьте цветы, благовония, сандаловую пасту, камфару, свежую воду и пищу для предложения Богу. Выберите чистое место для сидения, маленький колокольчик и раковину, а также цимбалы (тарелки).

Предлагайте молитву Господу с искренностью и преданностью. Предложите цветы или рис, смоченный в воде с Кумкум, пока повторяете 108 раз Имя Бога, или повторяя Муля-Мантру 108 раз. Предложите Господу воду, сладкий варёный рис, гхи (топлёное масло) или мёд, плюс любую пищу, которая приготовлена с использованием творога, овощей и масла. Читайте строки из священных писаний, отрывки из Бхагаваты или Рамаяны или отрывки, посвящённые славе и Лилам (играм) Господа. Если возможно, подносите цветы во время повторения Его Имени. Предлагайте воду и совершайте обмахивание горящей камфарой или огнём перед Божеством. Мысленно думайте о форме Бога.

Резко не вскакивайте во время поклонения, независимо от того, ради какой цели. Приготовьте всё, прежде чем начать церемонию, поскольку множество Мантр, стихов из священных писаний и молитв должно быть подготовлено, чтобы разжечь божественную эмоцию. Украсьте образ Бога одеждами и гирляндами из цветов, если он имеется в виде скульптурного изображения. Украсьте Его ожерельями, цветами, ароматическими веществами и сандаловой пастой. Совершайте это с большой любовью и преданностью.

Божественный образ должен натираться маслом, очищаться, украшаться, и с ним должно производиться такое же любящее обращение, как производится с самым любимым и дорогим другом в этом мире. В определённые дни организовывайте музыку, пение и танцы с Божественной Бхавой.

Воспевайте славу Богу и воспевайте Его Имена. Предлагайте молитвы и подчиняйте себя Ему. Слушайте истории о божественной игре Господа, записанные в священных писаниях. Молитесь: "О Господь! Помилуй меня, будь добр ко мне."

Положите свою голову к стопам Господа и молитесь: "О Господь! Защити меня от океана рождений и смертей (Самсары), от акулы смерти, находящейся в этом океане. Я ужасно боюсь её. Я хочу найти убежище в Тебе."

Предлагайте Прасад (пища, посвящённая Богу) другим. Если возможно, ежедневно кормите бедных. Дарите им одежду. Поклоняйтесь бедному как Господу.

Делайте всё с чувством, что вы являетесь инструментом Бога. У вас не должно быть эгоистических желаний в момент поклонения, которое вы совершаете.

III.3. Манасик Пуджа (умственное поклонение)

Манасик Пуджа – это поклонение Господу без внешних приготовлений. Всё, что необходимо для Пуджи, воображается в уме. Вы чувствуете, что вы предлагаете всё для Господа, как и при внешнем поклонении. Это более мощное поклонение, чем внешнее, поскольку здесь выше концентрация внимания.

Мысленно переживайте всё, что вы переживаете при внешнем поклонении. Поместите Бога в своё сердце. Совершайте Пуджу и предлагайте молитвы с зажжённой лампадой, ароматическими веществами и музыкой. Это лишь ощущение, которое в другом случае осуществляется с помощью рук. Чувство более эффективно, чем действие.

III.4. Пара Пуджа

Пара Пуджа – это высший вид поклонения. Это – поклонение Джнани (тот, кто следует Джнана Йоге). Она обладает эффектом реализации собственного Я, Души. Преданный ощущает, что он ничего другого не может, кроме как переживать Бога. Он говорит: "О Господь! Как я могу поклоняться Тебе, если ты не состоишь из частей, если Ты являешься самим существованием. Как я могу молиться Тебе, если Ты являешься самим моим существом. Как я могу предлагать Тебе воду и другие подношения, когда Ты являешься вечно чистым? Как я могу махать лампадой Солнцу? Разве я могу искупать океан с помощью стакана воды? Как я могу предлагать объекты наслаждения Тебе, когда Ты являешься самодостаточным?"

Таким образом, преданный ощущает безграничную природу Бога. Итак, Пара Пуджа является иллюстрацией невозможности формального поклонения Богу, если смотреть на Него как на безграничного, обладающего вечной природой, наполненного знанием и блаженством. Пара Бхакти и Пара Пуджа принадлежат к одному и тому же уровню развития. На этой стадии преданный становится единым с Богом и теряет свою индивидуальность.

Глава IV. Бхава (отношение)

Бхава – это отношение, которое выражает особое взаимоотношение с Богом. Расы (вкусы) являются различными видами чувства Бхакти-Бхава. Они являются состоянием экстаза, который преданный испытывает на высоте своей преданности Богу. Раса не является состоянием отрицательной, негативной пустоты, наоборот, это позитивное состояние блаженства и веселья. Вкус постоянной радости является характерной чертой состояния божественного экстаза – это называется Раса, или вкус. Это – сущность чувства. "Сам Бог – это Раса. Достигая эту сущность, человек становится блаженным." Так утверждают Упанишады. Это основная мысль Бхакты об Абсолюте.

Раса – это высшее состояние эмоции в сердце. Божественная Раса разрывает оболочку невежества и заставляет душу, Атмана, обнаружить себя. Шримад Бхагавата имеет дело с Расой в наиболее совершенном виде. Вся книга является воплощением Расы. Она описывает, как человек может достичь совершенства, культивируя Расы Бхакти (вкусы Бхакти).

Бхава – это умственное состояние или чувство. Божественная Раса является Бхавой, которая, в свою очередь, является чистой, беспримесной, лишённой Раджаса и Тамаса. Она успокаивает, делает ум добрым и наполняет его чистотой. Это чистое состояние Саттвы вмещает в себя сущность Души или Бога. Она отражает вечную природу Реальности. Таким образом, это Самореализация или Божественное сознание.

Когда Бхава глубоко укореняется в уме, это называется постоянным расположением духа. Это – основа Расы, поскольку вкус, который является сущностью Расы, находится здесь в скрытом состоянии. Раса является просто блаженной силой Бога.

Существует пять видов Расы, или вкуса в Бхакти-Йоге: Шанта, Прити, Сакхья, Ватсалья и Прията, или Мадхура. Из этих Рас развивается Садхана: Садхана Шанта-Бхавы, Дасья-Бхавы, Сакхья-Бхавы, Ватсалья-Бхавы и Мадхура-Бхавы. Итак, вы видите, что преданность является методом Самореализации, а не просто игрой эмоций и чувств.

IV.1. Шанта Бхава

Шанта означает спокойствие ума. В Шанта-Расе ум преданного наполнен знанием и лишён эмоций. Это практикуется только высокоразвитыми Парамахамса-Санньясинами и Джнани (Джнана-Йогами). Их эмоции спокойны, и они обладают прямым осознанием Бога. Все их эмоции сливаются в Божественном. Бхишма является примером Шанта-Раса-Бхакты. Он все свои эмоции контролировал. Он был строгим преданным Бога, а не рабом своих эмоций. Поскольку он управлял своими эмоциями, он был Джнани. Только Джнани обладает Шанта-Расой. Шанта-Раса – это атрибут Брахмана или Абсолюта. Один Брахман является Шантой. Джнани, который знает Брахмана, также Шанта.

Бхакта Шанта-Бхавы безразличен к мирским делам и совершенно беспристрастен. Бхакты, практикующие Шанта-Бхаву, достигают Бхавы через изучение Упанишад и других священных писаний, с помощью жизни в уединении и посредством интуитивных проблесков Божественности, а также благодаря общению с людьми подобной природы. Шанта-Бхакта всегда спокоен и безмятежен, и никогда не расстраивается от внешних событий. Его мнение твёрдое и не меняется под влиянием замечаний других людей. Такой человек мирно покоится в Боге и предстаёт подобно океану без волн.

IV.2. Дасья Бхава

Дасья-Бхава – это результат Прити-Расы, или Према-Бхакти. Преданный рассматривает себя как восприимчивое существо милости от Бога. Он любит Бога или любовью, окрашенной уважением, или любовью, окрашенной чувством величия. Первый называется "Самбхрама-Прити", а второй – "Гаурава-Прити".

Дасья-Бхакта всегда рассматривает себя как подданного Бога. Он считает своей обязанностью поклоняться и любить Бога, поскольку Бог является его господином. Он служит Богу и служит всему миру как проявлению Бога. Он является слугой и рабом всех существ. Он всё рассматривает как своих господ, поскольку всех, за исключением себя самого, он считает Богом. Таким образом, он ощущает, что кроме него самого, всё вокруг является Богом. Он всё время просит защиты у Бога, поскольку сам не обладает силой. Он – просто раб. Господин должен опекать своего слугу. Дасья-Бхакта молится своему Господу ради собственного спасения. Он поглощён в созерцании Господа, и в конце концов он теряется в Господе посредством непрерывного созерцания.

IV.3. Сакхья Бхава

Бог – это друг. Это Самый Близкий Товарищ, это единственный спутник. Он любящий, он является защитником и направляющим. Он рассматривает Своих преданных как друзей. "Я являюсь сердцем Моего преданного, и преданный является Моим сердцем" – так говорит Бог. Преданный рассматривает Бога как равного, строит взаимоотношения с Ним как с равным, с соответствующей внешностью, статусом, одеждой и качествами. В этом случае он обладает чувством различия, то есть преданный чувствует, что он отделён от Бога. Он не может жить без компании своего друга. Друзья едят вместе, разговаривают вместе, живут вместе. Таким образом, преданный не может жить без Бога. Это – Сакхья-Бхава.

IV.4. Ватсалья Бхава

Преданный Ватсалья-Бхавы ощущает, что Бог является его сыном. Бог предстаёт перед ним в этом личностном взаимоотношении. Что бы преданный ни пожелал, Бог даёт ему. Каждый получает то, что он желает. Это вечный закон.

Любовь к ребёнку переносится на Бога. Поклонение Богу превращается в состояние любви к ребёнку. Здесь Бог не является Господином, а является ребёнком. Обычно это чувство разделяет преданный, имеющий основы представления об Абсолютной природе Бога. Преданный развивает человеческие взаимоотношения, которые, если не направлены должным образом, могут не позволить ему реализовать эту Его Абсолютную идентичность. Преданному желательно забыть о великой славе Господа в своём развитии Ватсалья-Расы, или взаимоотношения ребёнка и родителей. Некоторые преданные так концентрируются на Боге как на сыне, что даже если Бог предстаёт перед ними в Своей Высшей Форме, они неспособны отказаться от идеи, что Он является лишь ребёнком. Только благодаря соприкосновению с Божественной Милостью они могут осознать Абсолютную природу Бога. Бог является всесострадательным, и поэтому Он наделяет преданных Божественной Милостью.

У женщин эта Раса даже может вызвать появление молока в груди. Умственное отношение имеет непосредственное воздействие на тело. Всё, о чём человек интенсивно думает, превращает его в это, или этим он и становится.

IV.5. Мадхура Бхава

Высшим развитием Расы является Мадхура. Это отношения любящего и любимого. Бог является чистым Блаженством, и Мадхура-Раса является проявлением чистого Блаженства. Сущностью природы существования является радость. В Мадхура-Бхаве пик любви достигается между любящим и возлюбленным. Другие виды любви лишь частичны, а любовь, соединяющая любящего и возлюбленного, является высшей из всех. Трудно разорвать эту любовь, трудно понять и трудно развить.

В мирской жизни чувственное наслаждение достигает высшего пика интенсивности в сексуальной любви. Аналогично этому, Мадхура-Раса является высшим состоянием развития духовной любви. Это не плотская любовь, а чистая любовь, лишённая привязанности к земному. Её очень трудно развить. Для начинающих она часто является более опасной, нежели эффективной.

Мадхура является высшей Расой, поскольку все условности, сомнения, оговорки и личные мнения отбрасываются. Развивается любовь, и одна лишь любовь. Высшая степень интенсивности радости и блаженства испытывается в этой Бхаве. Это не эротическое или чувственное желание. Это чистая любовь, которую невозможно понять похотливым людям. Большинство людей обнаружит, что очень трудно понять это, поскольку они не обладают необходимой для этого чистотой сердца.

В Мадхура-Расе существует страстное желание обняться. Взаимные объятия являются эффективным средством интенсивного выражения чувства любви. Это средство и материально, и духовно. В материальном смысле это – оковы, которые порождают привязанность, а духовно это означает освобождение от слепой любви.

В Мадхура-Расе существует страстное стремление к объятиям. Взаимные объятия воздействуют очень мощно в выражении любви. Оно столь материально, сколько и духовно. Его материальность порождает привязанность, а духовность является средством освобождения от слепой любви. Способ, которым действует инстинктивная потребность в любви, является наиболее непостижимым. Его можно испытать, но нельзя понять с помощью интеллекта. Такой же является инстинктивная потребность в блаженстве Абсолюта. Это состояние невозможно охватить, его невозможно понять или спорить о нём. Философы не понимают его и метафизики не могут объяснить его. Это состояние сердца. Никакое количество рассуждений не может описать переживание этого состояния. Интеллект должен прекратить работу, если человек желает пережить блаженство. Любовь растворяется в переживании.

В Брихадараньяка-Упанишаде сказано: "Подобно тому, как муж, который крепко обнимает свою жену, не знает, что происходит снаружи или изнутри, точно так же, когда индивидуум находится в крепком объятии со Всевышним, он не осознаёт ничего иного, ни изнутри, ни снаружи." Здесь существует только блаженство. Здесь нет осознания субъекта и объекта. Осознание, что я есть любящий, а тот является возлюбленным, теряется в состоянии чистого и беспримесного блаженства, которое существо не может объяснить. Блаженство, существующее в сексуальном соединении, также происходит не от мужа и не от жены. Блаженство в реализации Абсолюта происходит не от субъекта и не от объекта. Блаженство является вечной природой существования.

Между полами существует сильнейшая инстинктивная потребность друг в друге, и в этой Бхаве, которую преданный развивает для того, чтобы потерять своё индивидуальное сознание в объекте любви, происходит то же самое.

Мадхура-Раса бывает двух видов: Самбхога и Випралямбха. Самбхога – это интенсивная Бхава, которая превосходит экстаз соединения возлюбленных, когда оба проявляют интенсивное самопожертвование и желают счастья друг другу. У неё много характерных проявлений. Випралямбха – это разновидность, которая существует между взаимной связью и отделённостью друг от друга, которая усиливает сладость их будущего соединения.

Випралямбха бывает четырёх видов.

1. Пурва Рага: радость, возникшая при первом взгляде или во время, когда слышится что-то хорошее о другом, о его славе и красоте.

2. Мана: это Бхава, которая скрывает союз возлюбленных, которые неразрывно переплетены друг с другом в своих сердцах и которые не могут противостоять интенсивному экстазу их союза.

3. Праваса: состояние возлюбленных, которые предварительно были соединены, а теперь разделены.

4. Премавайчитрия: состояние сильной страсти, когда возлюбленная задыхается от смутного чувства отделения от возлюбленного, хотя в действительности она находится в состоянии экстатического союза со своим возлюбленным.

Пусть все вы будете установлены в Бхакти-Бхаве и Расе! Пейте Расу Шри Кришны!

IV.6. Предостережения

Мадхура-Раса совершенно отлична от мирского сексуального переживания, и человек не должен принимать одно за другое. Мирская сексуальная связь эгоистична и предпринимается только ради удовольствия, которое она доставляет каждому человеку. А в любви к Богу связь предпринимается для того, чтобы доставить удовольствие Богу, а не эгоизму преданного. Божественная любовь не эгоистична. Она является порождением чистоты. Земная связь является порождением Раджаса и привязанности к телу. Мирская сексуальная связь исходит из эгоистического самовосприятия. Божественная связь исходит из чувства для другого; она лишена эгоизма. Сильный эгоизм является основанием мирской страсти. Божественная любовь является продуктом потери эгоизма. В этом – величайшее различие между страстью и Божественной любовью. Между ними существует такое же отношение, как между тьмой и светом. Мирская любовь не даёт развития. Однако, к совершенному развитию может привести высшая радость божественного единения. Похоть скрывается в сердце из-за страсти, которая горит в самой сути объектов. Божественная любовь неизвестна мирянину, каким бы религиозным он ни был. Секрет божественной любви не может быть понят. Человек не должен стараться понять его до тех пор, пока мужчина является лишь мужчиной, а женщина – только женщиной. Для начала истинной любви к Богу необходима чистая трансформация человека в Божественное начало.

Высшее состояние Мадхура-Расы называется Маха-Бхава. Преданный улетает в сверхчувственное состояние блаженства Божественного. Чувство восторга не исходит из чувственного контакта; оно происходит от поглощения в Вечное. Промежуточные состояния дружбы, уважения, привязанности и интенсивной любви ведут к кульминации Маха-Бхавы, в которой индивидуальное сознание теряется в Божественном сознании. Жгучая агония возникает из-за отделения от Бога, она является ступенью, которая предшествует Маха-Бхаве. Гопи из Вриндавана, Шри Гауранга, Джаядэва являются примерами Мадхура-Раса-Бхакт, самых высокоразвитых преданных.

Преданный может следовать любой из этих Бхав или Рас и достичь Божественного. В конце концов он достигнет Мадхура-Бхавы и Маха-Бхавы, в которых все индивидуальные желания и стремления прекращаются.


Бхакти Йога. (Главы 1-4)

вверх