ОГЛАВЛЕНИЕ Глава
8 Прана или жизненные силы главная страница
Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати
Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ
Перевод:
А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002
9.1. Начальные строки Кена Упанишады весьма знаменательны:
"Кем приводятся в движение взлёты ума?
Кем предписано самое раннее дыхание?
Кто приводит в движение эту речь, которую произносят люди?
Какой бог (дэва), молитва приводит в действие глаза и уши?" (Кена I.1)
В предыдущих главах мы мельком рассмотрели аннамая кошу, пранамая кошу и маномая кошу. Мы много обсуждали умственные волнения и поведение ума. Мы кратко описали функции и местонахождение жизненных сил. Весь живой организм зависит от взаимосвязей, существующих между всеми пятью телесными оболочками. Следует помнить, что человеческий организм предназначен для низшего "я", но изначальная жизнеспособность происходит от Высшего "Я", Брахмана. Мы используем глаза, чтобы видеть форму и цвет; мы привязываемся желаниями к увиденному объекту; мы получаем удовольствие и страдание с помощью опыта, но мы совершенно невежественны относительно механизма, стоящего за глазами и дающего возможность им видеть. За нашей речью, за нашей мыслью, за нашим зрением, за нашим слухом и даже за этой праной или жизненным дыхательным комплексом стоит что-то ещё, от чего все они (карминдрии или органы действия, подобные речи, все джнана-индрии, органы восприятия, все поведения ума и все жизненные силы) получают вдохновение и силу. Кена Упанишада говорит очень уместно и недвусмысленно:
"То, что не выражено речью,
то, чем речь выражается;
то, что человек думает не мыслью (или не умом),
то, с помощью чего, говорят, мысль (или ум) думает;
то, что человек видит не зрением или глазами,
то, с помощью чего видно виды;
то, что человек слышит не слухом (или ушами),
то, с помощью чего слышно слышимое;
то, чем человек дышит не дыханием (или то, что дышится не с дыханием),
то, с помощью чего управляется дыхание;
то, действительно, известно как Брахман,
не тот, которому люди поклоняются как этому." (Кена I.4-8)
Удерживаясь в этом физическом теле, большинство из нас выбрали вести экстравертную (внешнюю) жизнь, которая заключается в том, что мы больше заинтересованы в жизни, которая происходит вокруг нас; мы восприимчивы вовне. Атма, расположенный где-то внутри нашего организма, окружён виджнанамая и анандамая кошами в интересах своего собственного чити или сознания, или четаны, поскольку она выбрана побуждать маномая кошу, которая с помощью своей санкальпы управляет соответствующей праной для установления связи с органом восприятия; и отсюда орган восприятия становится каналом, сообщающим ощущения от окружающей среды. Для того, чтобы выбрать приём работы от ума, "я" не использует какой-либо другой ум. Ум позади ума, один ум за другим и далее следует третий ум за вторым, что привело бы к бесконечной цепи. Это подразумевается в четанате или сознании "я" (и то же в случае Высшего Я), это оно (или Он) чувствует без помощи ума; оно думает, не используя мышления ума; оно знает без помощи познавательной способности ума. В литературе нет подходящего слова, чтобы выразить идею мышления, ощущения и знания без помощи умственного комплекса. В ведической литературе, в случае Праджапати, слово "камаяте" использовалось, указывая на смысл "желать" без помощи ума и без последовательных вовлечений.
9.2. Опыт "я" (атмана) является составным; это переживание, когда проходит по умственным каналам и каналам органов восприятия, становится аналитическим. Когда "я" получает опыт через различные каналы, он становится составным; далее, это ни чувство (ощущение), ни воля, ни мышление, ни наслаждение (радость), ни видение, ни обоняние, ни вкус, ни слух; это одно составное целое. Это то, что имеют в виду под сознанием.
Интровертные процессы ведут к синтезу или интеграции в сознании "я"; проходя по тем же каналам в обратном направлении, экстравертные процессы ведут к аналитическим опытам. Получая помощь от пран и далее с помощью умственных механизмов, органы восприятия устанавливают связь между "я" и окружающим миром. Он, Всевышний, один знает, как установлены материальные и нематериальные связи. Эта тайна известна Ему одному; и даже человеку не дано понять это.
Для нас мир – это то, что преподнесено нам в терминах наших органов восприятия и в терминах, данных нам сложным умственным механизмом. Слегка раздражённый или взволнованный умственный механизм представляет нам картину совершенно иную, чем в нормальном состоянии, как это проявляется во многих случаях.
9.3. Готама, автор системы индийской философии Ньяя, очень точно описал манас (ум) как крошечную временную камеру, позволяющую внутренним ощущениям проходить одно за другим за единицу времени (югпат джнана-анутпаттих манасо лингам, I.i.16). Наша фотографическая камера является камерой сжатого пространства, позволяющей пропускать только те излучения, которые находят проход через отверстие в булавке; остальным доступ закрыт. Подобно протяжённости пространства, время также имеет протяжённость и наш ум – булавочное отверстие в этой протяжённости. В момент, когда вы видите, вы не должны слышать; в момент, когда вы слушаете, вы не должны обонять запах; в момент, когда вы видите объект определённой формы, круглой или овальной, вы не воспринимаете его цвет. Только одно ощущение в одно время может проходить через этот ум. Конечно, все эти ощущения одно за другим с такой скоростью проходят, что дают вам представление непрерывности картины (как в кино, каждый момент запечатлён на отдельном неподвижном кадре, но вся плёнка движется так быстро, что производится впечатление движения).
Кроме того, это только одна функция ума. Но вся наша умственная структура не так проста, как это. Ум – сложный организм, гораздо сложнее, чем любой компьютер нашего времени. Описать его в целом – тщетная попытка. Наше аннамая тело (физико-химическое тело) имеет значение в пространственных измерениях, в то время как умственное тело, маномая коша, имеет гораздо больше запутанностей в измерениях времени. Пространство имеет три измерения – длину, ширину и высоту, но предполагается, что три измерения времени – прошлое, настоящее и будущее, лежат на одной прямой: какое бедное представление нашей геометрии-времени. Фактически, до сих пор нами не постигнута "угловатость" (неровность) в измерениях времени. Всё прошлое и всё будущее словно составляют простой однонаправленный поток.
9.4. Говорят, что ум путешествует со скоростью гораздо большей, чем постижимые скорости. Но он не выходит из состава тела; он физически не покидает маномая кошу. Когда мы говорим о его скорости, мы имеем в виду нечто совершенно отличное от скорости движения поездов, скорости звука, света или других электромагнитных волн. Шрути гласят, что в состоянии бодрствования, а также во сне ум предпринимает большие шаги и идёт на большие расстояния, но к этому движению не могут быть применены представления взаимосвязей Эйнштейна. Ум словно врывается в прошлое и врывается в будущее. Но фактически ум не путешествует ни в Пространстве, ни во времени. Ум, оставаясь в маномая коше, направляется к старым знаниям или впечатлениям, он обращается к вашему собственному дневнику, к вашему собственному компьютеру в быстрой последовательности. Я печатаю этот сценарий, сидя в маленькой комнате деревенского домика на острове Маврикий, и внезапно мой ум уносится в Нью Дели, Дурбан, Лондон или Нью Йорк, где я бывал раньше. Он врывается в Москву, где я никогда не был, но описания которой я читал в книге и видел также несколько фотографий. Пока я был в Нью Дели, Лондоне, Дурбане или Нью Йорке, я действительно видел впечатления, которые остались запечатлёнными моим умом; некоторые впечатления были слабыми, другие отчётливыми; некоторые мне нравились, другие – не нравились. Эти впечатления были словно записаны на магнитофон со всеми типами интенсивностей, обусловленных этим. Сегодня, когда я думаю о Нью Йорке, я просто обращаюсь к моей старой записи; я не записываю больше новых впечатлений. Таким образом, ум играет двоякую роль. Он быстро записывает наши опыты и воспроизводит их с той же скоростью. Записывая опыты и впечатления, он был сжимающей время камерой; а воспроизводя, он опять служил для вас крошечной камерой, сжимающей время. Позволяется проигрывать одно впечатление в единицу времени, но всё в такой быстрой последовательности, чтобы у вас возникала единая непрерывная история случаев. Итак, пока мы говорим о громадной скорости, с которой наш ум движется в пространстве-времени, мы просто имеем отношение к уже сделанным записям. Ум является механизмом, который быстро записывает и быстро воспроизводит. Скорость ума – это скорость этого отношения к вашему старому дневнику или к вашим собственным записям. В этом смысле ваши мысли словно бегут, пока вы молча сидите в определённом настроении или находитесь в состоянии сна.
9.5. Ум – не только записывающий и воспроизводящий механизм, он помогает вам также в выборе. Ум – непревзойдённое записывающее устройство. Он – компьютер высшего класса. В дни моей учёбы в колледже я изучал книги по физике и математике. В школе – кое-что по истории и географии. Я всё время интересовался различными предметами. Сегодня мой ум в быстрой последовательности устремляется к записям тех дней: от одной книги – к другой; от одного автора – к другому; от проблемы в математике – к проблеме в химии; от поэзии - к филологии; от физики - к метафизике; мой ум помещает передо мной мои записи для обращения. Ум знает мои наклонности, мои способности, мои желания и нежелания, мои слабости, мои сильные стороны и, следовательно, он не ожидает от меня новых приказаний; он ведёт себя, как идеальный механизм. Иными словами, он помещает передо мною мою собственную картину. Это можно сравнить с часами, которым часовщик дал различные виды заводов, и теперь часы продолжают идти, работать и служить, не дожидаясь инструкции. Конечно, у вас есть право выбрать более новый механизм для них. Но это будет необыкновенно трудная задача – переставлять механизм и ручки для завода, совершенно противоположные предыдущим. Это возможно, но в таких случаях требуется осторожность, внимание и терпение.
9.6. Нелегко следовать анатомии маномая коши, которая, возможно, распространена во временном измерении, как в пространстве. Мы сведущие в познании аннамая коши, только знакомы с некоторыми сложностями, имеющимися в пространственном измерении, поэтому мы испытываем трудность в осознании того, что происходит во временном измерении тела. Мы вкратце покажем некоторые функции ума для того, чтобы следовать связям ума с такими сущностями, как прана, органы восприятия, органы действия, "я" и для того, чтобы следовать взаимосвязям между различными умственными функциональными действиями.
9.7. Вначале мы разберём связь ума с органами восприятия. Давайте возьмём случай наблюдения круглого и красного объекта. Ум должен указать пране дать небольшую паузу (аяма). Фиксация нашего внимания на что-либо всегда связана с небольшой паузой, продолжительность может быть равна каким-то долям секунды. Восприятие запаха обычно связано с втягиванием воздуха, а затем с очень небольшой паузой (выдыхание воздуха не связано с обонянием, если изнутри выходит не испорченный воздух). Попеременные паузы и перерывы необходимы для получения яркого спектра вкуса; различные сосочки на языке расположены и распределены по-разному для восприятия различных вкусовых ощущений. Почти для каждого вкуса мы имеем специфический сосочек, и воспринимающие контакты быстро, словно автоматически, устанавливаются с помощью праны. Ни один вкус не бывает чистым; он также смешан с ощущением осязания, а иногда даже с ощущением запахов и приятных привкусов. Следовательно, аппетитное блюдо должно быть не только вкусным, но и ароматным и должно давать приятное ощущение (горячий чай, мороженое, солёные привкусы и мягкие привкусы определённых блюд или песок в других случаях). Но различные восприятия передаются в различные моменты, а не сразу в одно мгновение. Ум быстро устанавливает связи с помощью праны. Колебательные связи пран, т.е. поочерёдные соединения и перерывы, помогают в механизме восприятий. Дыхание, задерживаемое дольше определённого периода, будет ослаблять и парализовывать чувствительные связи. (Задержите своё дыхание, и трепет пройдёт). Вдохи и выдохи помогают в установлении связей пран в жизненно важных точках.
Таким образом, Дэйва-манас, с помощью пран устанавливает связи с комплексом восприятий, распространённым почти всюду внутри и на поверхности тела. Самым замечательным органом восприятия является орган осязания. Слепой и глухой человек в состоянии преодолеть путь только с помощью одного осязания. Носовое восприятие – это просто восприятие испарений, соприкасающихся с чувствительными точками в носовом органе; языковые восприятия также являются прикосновениями водных растворов к определённым сосочкам на языке. Вещь, совершенно не растворимая в воде, не будет иметь вкуса, а вещь, которая неспособна быть испарённой, не имеет запаха.
Аспект или грань манаса, которая используется в восприятии с помощью органов чувств, называется Дэйва-манас; в ведической терминологии слово дэва (обычно переводимое как бог или боги) применяется для индрий или органов восприятия отдельно, но иногда также для органов действия (особенно вач или орган речи).
9.8. Грани манаса, упомянутые в Шрути как якшаманты, которые устанавливают связи с органами действия, известны как Якшаманас. С помощью языка мы можем говорить (не одного языка, а всего органа речи, начинающегося голосовыми связками и заканчивающегося губами). Орган речи является передатчиком, данным человеку в таком совершенстве, как ни одному другому существу (подобно тщательно разработанному механизму органа слуха или приёмника для улавливания акустических звуков). Когда человек говорит, он посылает вибрации в воздух; перед этим начинает вибрировать орган речи. Это движение в речевом аппарате производится с помощью праны.
Существует громкая и тихая речь, где функция праны так очевидна. Кроме того, мы имеем мысленную или молчаливую речь: губы закрыты, язык по-видимому не движется, и тем не менее мы разговариваем с собой. В этом молчаливом разговоре мы используем слова, фразы и предложения. Мы также спорим внутри себя. Просто язык не слышен, он не может быть записан на плёнку. Эта речь в молчании также управляется праной; прана – это орган осязания речи, но прикосновения мягкие и слабые. Когда мы произносим к, п, т и так далее, молча внутри нашего собственного слуха, мы можем сказать, что у нас есть внутренний передатчик и внутренний приёмник (внутренний орган речи и внутренний орган слуха). И оба эти внутренних органа также заставляют играть с помощью праны, внутренней жизненной силы, слегка отличающейся от жизненного дыхания (фактически силой, стоящей за дыханием, является прана; дыхание само по себе не является праной). Прана помогает нам мысленно произносить к, т или п. Это та же прана, которая помогает нам произносить эти буквы устно и слышимо.
9.9. Аналогично Речи, Орган Обоняния, Глаз, Ухо, Ум, Интеллект рассматриваются как дэвы или боги (божества), Прана, Дышащий Дух (Дух Дыхания) рассматривается как Брахман, поскольку Прана выше других божеств. Мы находим это в Каушитаки Упанишаде (II.2):
"Дух дыхания (прана) является Брахманом, и так в самом деле был Пайнгья, имевший обыкновение говорить.
Тот же дух дыхания, как Брахман, поистине стоит за речью, глаз ограждён; за глазом, ухо ограждено; за ухом, ум ограждён; за умом, дух дыхания ограждён.
Этому духу дыхания, как Брахману, поистине все эти божества без его просьбы приносят подношения. Действительно, так же ему все существа без его просьбы приносят жертвы."
Та же Каушитаки Упанишада, описывая Самьяману или самообуздание, согласно Мудрецу Пратардане (та же вещь известна как Внутреннее Жертвоприношение Агнихотра), говорит следующее (II.5):
"Поистине, пока человек говорит, он не может дышать. Тогда он приносит дыхание (прану) в жертву речи. Воистину, пока человек дышит, он не может говорить. Тогда он приносит вач (речь) в жертву дыханию. Это два некончающихся, бессмертных жертвоприношения; постоянно, бодрствуя или спя, человек непрерывно совершает жертвоприношение."
9.10. Во время бессонницы или сна манас или ум кажется словно работает без помощи праны (по крайней мере макродеятельность праны кажется сниженной; микродеятельность может помогать уму в расшифровке с помощью кода памяти). Это дэйва манас работает здесь или четана-манас, либо чеита-манас. Вритти или водовороты ума также выступают здесь, как в состоянии бодрствования. Спящий человек кажется словно наслаждается своими васанами так же, как и при любых других обстоятельствах. Сны и мысли при бессоннице (мимолётной фазе между состоянием пробуждения и действительного сна) являются, возможно, суммированными усилиями дэйва и чеита манаса, обычно лишённых пран или получающих поддержку только тонких пран.
9.11. Относительно сна в Прашна Упанишаде (IV.2) сказано следующее:
"Ему (т.е. Саурьяянин Гаргья) тогда он (Пиппаляда Риши) сказал: "О Гаргья, подобно лучам заходящего Солнца, сливающимся воедино в круговое сияние и идущим вперёд снова и снова, когда оно восходит. Точно так же, поистине, всё здесь становится единым в уме (манас), высшем боге.
Следовательно, в том состоянии (тархи) человек не видит, не слышит, не чувствует запахов, вкусов, не имеет осязания, не говорит, не берёт, не наслаждается, не выделяет, не движется. Говорят: "Он спит!".
Но праны или огни жизни в этом состоянии остаются бодрствующими. Выдох (апана) есть огонь Гархапатьи (семьянина). Растворённое (диффузное) дыхание (вьяна) является огнём Анвахарьяпачана (Южного Жертвоприношения). Вдох (прана) является огнём Ахавания (Жертвоприношения), "будучи взятым" (пранаяна), с тех пор он взят (пранияте) из огня Гархапатьи.
9.12. Что касается снов, то наблюдателем является универсальный ум, о котором Прашна-Упанишада говорит следующее (IV.5):
"Там во сне тот бог (универсальный ум) переживает величие. Какой бы предмет он ни увидел, он видит снова; что бы он ни услыхал, он слышит опять. То, что было отдельно пережито в разных местах и областях, он отдельно переживает снова и снова. То, что он видел и не видел, то, что слышал и не слышал, то, что переживал и не переживал, реальное и нереальное (сат и асат), он видит всё. Он видит это, сам будучи всем." (5)
И, наконец, относительно этого Упанишада говорит следующее (IV.6):
“Когда он одолевается блеском (теджас), тогда тот бог не видит снов; тогда здесь, в этом теле появляется счастье (сукха)."
Теперь, когда Прашна Упанишада говорит об асате или нереальном, что видно во снах (или когда она упоминает о видении, которое не было видно; слышании того, что не было слышно, и о переживаниях, которые не переживались), она просто обращается к смешению созданных переживаний. Во снах переживания бодрствования повторяются в хаотической и беспорядочной манере.
9.13. Современная наука изобрела усиление мозговых волн и запись с помощью электроэнцефалографа или аппарата ЭЭГ. Новая техника помогла нам, до известных пределов, в понимании сложного феномена, связанного с несколькими категориями сна. Открытия бесконечны. Конечно, они интересны.**
(** Из статьи "Что происходит, когда вы спите" – Гэй Гэйер Люс и Дж.Сегал. – Нью-Йорк Таймс (Ридерс Дайджест, 1966).)
Сон можно ощущать как покров темноты, прерываемой сновидениями; время, когда ум перестаёт функционировать. Ничто не может быть менее правдивым, относительно того, что открыла ЭЭГ. Всю ночь человек блуждает вниз и вверх сквозь различные уровни сознания, как на волнах. У нас имеются дополнительно к ЭЭГ некоторые другие приборы или датчики, которые записывают температуру тела, пульс, дыхание и тому подобное, и посредством их мы составили стадии долгого ночного путешествия.
Электроэнцефалограммы характеризовались шестью стадиями сна: (i) стадия расслабления, (ii) стадия 1, (iii) стадия 2, (iv) стадия 3, (v) стадия 4, (vi) стадия БДГ или стадия Быстрого Движения Глаз. Интересно краткое описание этих стадий.
(i) субъект ещё бодрствует. Его мозговые волны, которые были низкими, быстрыми и нерегулярными, принимают другой вид: альфа-ритм, спокойный ритм около 9-12 циклов в секунду. Это состояние спокойного расслабления, лишённое концентрированной мысли.
(ii) Теперь альфа-волны растут меньше, поскольку субъект проходит через ворота бессознательного. Его на мгновение может разбудить внезапный спазм, который вызывает подёргивание его тела. Это "миоклонические судороги", возникающие от небольшой вспышки деятельности головного мозга. Это относится к эпилептическим припадкам, хотя и является нормальным для каждого человеческого сна. Это проходит через доли секунды. Погружение продолжается, и вскоре субъект действительно засыпает. Это Первая стадия.
В Первой стадии рисунок (образ) волн спящего ума маленький и сжатый, они нерегулярные и быстро меняющиеся. Спящий может наслаждаться ощущением плавания или дрейфа праздных мыслей и сновидений. Его мышцы расслаблены, его сердце бьётся замедленно. Он пробуждается легко и может настаивать на том, что не спал.
(iii) Теперь начинается Вторая стадия. Через несколько минут Первой стадии спящий погружается в эту стадию. Волны его мозга вычерчивают быстрые вспышки – быстрые подъёмы и падения на карте ЭЭГ; глазные яблоки медленно вращаются из стороны в сторону, но если экспериментатор осторожно поднимет веко, спящий ничего не увидит.
(iv) Теперь спящий человек погружается в следующую стадию - Третью. Она характеризуется большими медленными волнами, которые возникают примерно один раз в секунду. Мышцы спящего очень расслаблены, и дышит он ровно. Его сердце бьётся медленно. Его температура понижается. Его кровяное давление падает.
(v) Через 20-30 минут после засыпания спящий достигает Четвёртой стадии, самого глубокого уровня. Он характеризуется большими, медленными мозговыми волнами, называемыми "дельта-волны", которые вычерчивают рисунок, похожий на крутые изолированные холмы. Эта стадия является похожей на бессонное забвение. Дыхание ровное, биение сердца, кровяное давление и температура тела медленно падают.
(vi) Но через 20 минут или около этого, находясь в глубинах сна спящий начинает медленно плыть назад от Четвёртой стадии через более поверхностные уровни. К тому времени, как он проспал около 90 минут, он покажет мозговые волны самого поверхностного сна, похожие даже на волны при бодрствующем состоянии. Однако спящего нелегко разбудить, хотя он лежит безвольно, его глаза при закрытых веках совершают резкие движения, словно наблюдая за чем-то. Он находится в особой разновидности Первой стадии, известной как стадия сна БДГ ("быстрого движения глаз"). Если человека сейчас разбудить, он почти наверняка будет помнить сновидение, вероятно, в мельчайших подробностях.
Примерно через 10 минут пребывания в стадии БДГ, спящий повернётся в кровати и снова начнёт погружаться стадия за стадией до глубин сна, чтобы через час или около этого вернуться к более долгому сновидению БДГ. Каждую ночь весь цикл повторяется 4-5 раз.
Дельта-сон – любопытная фаза, кажущаяся бессознательной. Определённые мозговые клетки словно возбуждаются менее часто, тем не менее мозг не является пассивным. Есть основание полагать, что деятельность эта изменена в центральных областях мозга, где чувствительные импульсы превращаются, как нам известно, в восприятие или ощущение. Эта странная функция головного мозга может быть отнесена к определённым специфическим расстройствам. Дельта-сон, например, является временем ночного недержания мочи. Это тогда, когда ночные ужасы могут заставить ребёнка пронзительно кричать и продолжать звать свою мать, даже когда он сидит у неё на коленях и обнимает её руками, а проснувшись, он помнит только испуг и никаких деталей сновидения. И довольно странно, что в дельта-периоде медленной волны забвения лунатики начинают совершать свои ночные прогулки. Эти лунатики могут водить машины, взбираться на деревья, даже совершать убийства. Иногда люди, пробуждённые от дельта-сна, вспоминают некоторые смутные мыслеподобные отрывки. Может быть, что гораздо большее количество снов, чем мы знаем, лежит похороненным в этом глубоком сне.
Сновидения, которые мы помним, вероятно, являются только тем, что связано с последним периодом БДГ, после которого мы просыпаемся утром. Когда человек входит в период БДГ после спокойного сна, его уже расслабленная мышечная система становится вялой. Его закрытые глаза быстро двигаются, иногда неистово, а лицо дёргается. Его дыхание и пульс становятся нерегулярными. Кровяное давление колеблется. Повышается потребление кислорода, так же, как мозговое кровообращение и температура головного мозга. Увеличивается содержание в крови гормонов надпочечников.
Эксперименты также открыли, что наши сны имеют место в реальное время, хотя немного, они могут случаться в доли секунды. Любой, кто наблюдал за полуоткрытыми, смелыми глазами спящей собаки или кошки (оказывается, что эти животные также видят сны, конечно, на своём собственном языке и в своих собственных переживаниях) или движения закрытых глаз ребёнка, может поклясться, что они следовали за событиями и действием внутреннего кино. Но не всегда это может быть так. Быстрые движения глаз могут происходить при врождённой слепоте у тех, кто не видит сновидений в зрительных образах, а воспринимает их в терминах осязания и звука. Они случаются во сне, когда разряды биоэлектрической деятельности овладевают зрительной областью головного мозга, стимулируемые, возможно, ритмической деятельностью, происходящей глубоко в стволе мозга.
Предполагается, что искажённые и беспокойные сны могут быть вызваны сердечными ночными приступами. Приступы сердечной жабы в ночное время находятся в связи с БДГ интервалами; и в это время больные язвой желудка показывают пики в их уже ненормальной желудочной секреции.
Если человек проснулся от периодов БДГ в ночное время, его сны часто прогрессируют от неопределённых почти мыслеподобных случаев относительно его повседневных реальностей – работы или учёбы, дома и друзей – до сновидений, ставших более яркими, нереальными и причудливыми. Это направление может дать ключ к природе сновидений. Это, может быть, время, в течение которого человек целиком уподобляет свою настоящую жизнь своему прошлому.
Нейрофизиологи, изучая кошек, обнаружили необычную деятельность во время БДГ-сна в мозговых центрах, связанных с памятью и эмоциями, Возможно, новые воспоминания заполняются старыми в иерархии ассоциаций – ослабление в процессе массы деталей из картотеки прошлой памяти.
Было бы в интересах всех нас иметь оба сна – дельта и БДГ. Ненормально маленький БДГ-сон был отмечен в записях у некоторых умственно больных и старых пациентов, среди беспокойно спящих, которые тоже психологически обеспокоены, и среди людей, принявших большие дозы алкоголя, барбитуратов, амфетаминов или других лекарств.
Теперь мы знаем, что снотворные таблетки, алкоголь, барбитураты и транквилизаторы не вызывают нормального сна. Они изменяют обычную модель, сокращая, как правило, фазу БДГ. Стимуляторы, подобные амфетаминам, также обладают этим эффектом.
Существует ещё много вопросов, на которые пока нет ответов, и среди них у нас есть такие: "Что для нас делает сон? В чем заключаются его таинственные восстановительные функции?"
9.14. Капила, автор Сутр Санкхьи, даёт простой ответ на оба эти вопроса (V.116). Согласно ему, человек приходит в тесное соприкосновение с Брахманом, нашим Высшим Благодеятельным Блаженным Богом, в трёх случаях: первый – когда человек достигает состояния Самадхи, что является привилегией адептов-йогов; второй – в состоянии глубокого сна, являющегося привилегией всех нас; и третий – когда человек становится полностью освобождённым от оков сна, что является привилегией очень немногих избранных. Пока мы связаны с этим физическим телом, мы идентифицируем себя с материальным телом; это наша пракритирупата. В состоянии глубокого сна мы отделяемся от тела и словно окутываемся в состояние Блаженства нашего Бога, мы отождествляем себя с Ним; это наша Брахмарупата. Это состояние также достигается йогами и ещё больше – освобождёнными людьми. Близость Бога является таинственной восстановительной функцией, лекарством всех лекарств в этих оковах тела. И, следовательно, мы стремимся к здоровому сну без сновидений. Это привилегия тех, кто заслужил это.
9.15. Понятие праджна и праджнатман (интеллект и интеллектуальное "я") было развито автором Каушитаки Упанишады; вся третья глава была посвящена этому предмету. Это диалог между Пратардана Дэйводаси и Индрой (другое название "я"). Пратардана хотел узнать у Индры, что тот считает самым полезным для человечества. Ответ Индры был следующим: "Пойми себя; пойми меня. Я действительно считаю это самым полезным для человечества.". Тот, кто понимает этого Индру во всём комплексе жизни, тот фактически знает всё, что ему необходимо знать. В конечном счёте, силой, стоящей за праной, является Индра; источником, стоящим за интеллектом или интеллектуальным "я", является Индра.
Обычно человек может обнаружить специфическое жизненное дыхание, работающее посредством глаз, другое – с помощью ушей, третье – посредством носа и т.д. Но Упанишада говорит, что имеется союз особых пран или индивидуальных функций. По этому поводу она гласит:
"Жизненные дыхания (прана), поистине, входят в союз, ибо иначе
никто не мог бы сразу заставить сознавать название с помощью речи,
форму – глазом, звук – ухом, мысль – умом. Будучи союзом, поистине,
жизненные дыхания заставляют сознавать все вещи.
Все жизненные дыхания говорят вместе с речью, когда она говорит.
Все жизненные дыхания видят вместе с глазами, когда они смотрят.
Все жизненные дыхания думают вместе с умом, когда он думает.
Все жизненные дыхания дышат вместе с дыханием (праной), когда оно дышит." (V.2)
Вся цепь представляется следующим образом:
Индивидуальная особая жизненная прана ® Дышащий дух (все жизненные дыхания, объединённые в
один союз) ® Ум (манас) ® Праджна (интеллект) ® Праджнатман ® ИНДРА (Я).
Возможно, праджнанатман манас в Шрути (Яджух XXXIV.3) является не чем иным, как Интеллектуальным Я (Праджнатман) Каушитаки Упанишады. Конечно, Индра является дживатманом. Функции всех их связываются стадия за стадией. Однако, очень часто две или более стадии перекрывают друг дружку и, таким образом, являются неразличимыми. Каушитаки Упанишада продолжает:
"Человек живёт со сказанной речью, поскольку мы видим бессловесность;
человек живёт с ушедшим зрением, поскольку мы видим слепоту;
человек живёт с ушедшим слухом, поскольку мы видим глухоту;
человек живёт с ушедшим умом, поскольку мы видим инфантильность;
человек живёт с отрезанными руками, он живёт с отрезанными ногами, поскольку мы так видим.
Но теперь это является дышащим духом (прана), даже интеллектуальным я (праджнатман), которое захватывает и оживляет (ут-тха) это тело. Следовательно, это следует почитать как Уктха. Это является вседостигающим (сарвапти) в дышащем духе (прана).
Что касается дышащего духа – он, поистине, является интеллектуальным я. Что касается интеллектуального я – оно, поистине, является дышащим духом. Поистине, эти двое пребывают в этом теле; оба вместе уходят".
Дышащий дух или объединённое жизненное дыхание (прана) и праджнатман, как было сказано, уходят вместе с душой, когда она покидает тело, переходя в другое тело. Эта объединяющая и общая прана не является частью и предпосылкой пранамая коши; и праджнатман не является частью и предпосылкой маномая коши. Просто оба указывают на жизненный и интеллектуальный компонент чити или сознания "я". "Я", будучи чайтаньей, означает, что в своей сущности оно является жизненным и интеллектуальным; общая прана представляет его жизненность, а общий интеллект, праджнатман – его интеллектуальность. Термин "Чайтанья" включает обе эти функции: знающую и делающую (праджнатман и пранатман).
Упанишада далее говорит:
"Это является точкой зрения (дришти), отсюда возникает это понимание (виджнана) –
когда человек спит так, что не видит сновидений, тогда он становится единым в этом дышащем духе (всеохватывающая прана). Далее:
речь вместе со всеми названиями идёт к этому;
глаз вместе со всеми формами идёт к этому;
ухо вместе со всеми звуками идёт к этому;
ум вместе со всеми мыслями идёт к этому.
Когда он пробуждается, от этого "я" (атмана) жизненные дыхания (праны, индивидуальные, особые) расходятся к своим соответствующим местам; от жизненных дыханий – силы чувств (дэвы); от чувственных сил – миры (т.е. от пран к индриям и от индрий к их восприятиям окружающей среды). Что напоминает разлетающиеся во всех направлениях искры пылающего пламени.
Это "я" аналогично дышащему духу (пранатман), поскольку интеллектуальное "я" (праджнатман) поддерживает и оживляет (ут-тха) это тело.
Следовательно, это нужно почитать как Уктху.
Это является Вседостигающим (сарвапти) в дышащем духе (прана или пранатман).
Это является доказательством (сиддхи) того; это – понимание (виджнана).
Что касается дышащего духа – поистине, он является интеллектуальным "я".
Что касается интеллектуального я – поистине, оно является дышащим духом".
Очевидно, Упанишада говорит о паре: пранатмане и праджнатмане, словно о двух сторонах одной медали, которые неразделимы. Они составляют чити дживатмана:
Дживатман = пранатман + праджнатман + ... +
поскольку значение дживатмана является чем-то, находящимся за пределами жизнеспособности и интеллекта (на несколько факторов больше).
Теперь, давайте посмотрим, что бывает, когда человек находится в коме или ступоре (саммоха) во время смерти. Упанишада говорит (III.3):
"Когда больной человек при смерти, он приходит к такой слабости, что впадает в ступор (саммоха), тогда о нём говорят: "Его мысль (читта) ушла. Он не слышит. Он не видит. Он не говорит речью. Он не думает". Затем он становится единым в этом дышащем духе (пранатман). Затем
речь вместе со всеми названиями идёт к этому;
глаз вместе со всеми формами идёт к этому;
ухо вместе со всеми звуками идёт к этому;
ум вместе со всеми мыслями идёт к этому.
Когда он уходит из этого тела, он уходит вместе с ними со всеми".
Таким образом, когда человек умирает и оставляет тело, его индрии вместе с их возможностями восприятия сливаются с пранатманом и праджнатманом. Название, форма, запах, звук, вкус, работа (карман), удовольствие, страдание, блаженство, восторг и порождение, движения, мысли и желания [относящиеся соотвтственно: к речи, глазу, органу обоняния (носу), уху, языку, обеим рукам, телу, половым органам, обеим ногам и уму (манас)], будучи внешне в отношениях с существующими элементами – всё становится единым с праджной (Интеллектом) и сливается с праджнатманом.
"Эта праджна или этот всеохватывающий Интеллект, который, когда установлен на речь, даёт человеку все названия.
Установив тот же Интеллект на пране или обоняющем дыхании, с дыханием человек получает все ароматы.
Когда Интеллект установлен на глазе, глазом человек получает все формы.
Когда тот же Интеллект установлен на ухе, ухом человек получает все звуки.
Когда Интеллект установлен на языке, языком человек получает все вкусы.
Когда Интеллект установлен на обеих кистях, обеими руками человек получает все работы.
Когда Интеллект установлен на теле, телом человек получает удовольствие и страдание.
Когда Интеллект установлен на половых органах, половыми органами человек получает блаженство, восторг и порождение.
Когда Интеллект установлен на обеих стопах, обе стопы человека получают ходьбу.
Когда Интеллект установлен на манасе (уме), ум человека получает все мысли". (III.6)
Поистине, без Интеллекта (праджна) речь "вообще" не может узнать (праджна) какое-либо название. Человек говорит: "Мой ум был где-то; я не узнал то название". Аналогично этому, без Интеллекта дыхание не может узнавать какой-либо запах; то же касается глаз, ушей, языка, обеих рук, тела, половых органов, обеих ног и дхи (мысли) или манаса. Никто из них не будет узнавать какие-либо восприятия или функции. Во всех случаях человек может сказать: "Мой ум был где-то; я не познал то-то и то-то..." (III.7)
Таким образом, видно, что праджнана манас и пранатман манас являются названиями двух всеохватывающих функций, и они имеют свои копии в дживатмане или четанате "я". Они выше дэйва манаса, якша манаса и четас манаса (волнующийся ум).
9.16. Та же Шрути, которая говорит о праджнана манасе и четас манасе, а также повествует о дхрити (твёрдости), другой функции умственного поведения (Яджух XXXIV.3) В то время как умы четас, праджнана и якша являются динамичными на своих собственных планах, дхрити представляет статический потенциал и является кладовой, обеспечивающей несколько поведений ума. Это спокойное подводное течение, на поверхности которого так часто создаются водовороты, волны или волнения. Представьте себе течение очень глубокой реки. Она имеет максимальное волнение на поверхности, а под ней, на большой глубине, мы имеем почти неподвижную массу воды, едва ли текущую вообще, с великим спокойствием, невозмутимую волнениями поверхностных окружений. Она имеет поток, исходящий из первоисточника; поток необходим, чтобы избежать застоя. Изначальным источником является чити дживатмана, с необходимыми связями с махат-таттвой или махан-атманом, Космическим Разумом, порождённой модификацией пракрити, через которую Бог так обычно связывается со Своими любимыми душами.
Польза дхрити доступна для нас только когда круговороты на поверхности течения успокоены; вритти читты находятся под контролем (ниродха); и поэтому йог стремится достичь этой привилегии. У четас манас просят убрать назад все его препятствующие тенденции. Это происходит от абхьясы и вайрагьи (постоянной практики и абстракции).
Дхрити не отличается от умственного комплекса, как это говорит Брихадараньяка Упанишад (I.v.3):
"Люди говорят: "Мой ум был где-то; я не видел. Мой ум был где-то; я не слышал". Поистине, умом человек видит. Это умом он слышит.
Желание (кама),
воображение (санкальпа),
сомнение (вичикитса),
вера (шраддха),
отсутствие веры (ашраддха),
твёрдость (дхрити),
отсутствие твёрдости (адхрити),
стыд (хри),
медитация (дхи),
страх (бхи) – поистине, всё это является умом (манасом). Следовательно, даже если человека коснулись сзади, он видит это умом".
Автор Гиты описал три типа дхрити: саттвика, раджаса и тамаса (высшая, средняя и низшая).
"Практикуя йогу с помощью саттвической дхрити, человек приобретает контроль над умом, жизненными дыханиями и функциями органов действия и восприятия; эта дхрити никогда не покидает своего объекта. Раджаса дхрити – та, с чьей помощью человек достигает дхармы, камы и артха (добродетели, осуществление желаний и богатство); здесь человек желает плодов действия (результатов действия). Тамаса дхрити – та, что ведёт к сновидениям, страху, печали, расстройству и упоению; человек такого типа никогда не освободится от рабства". (Гита XVIII.33-35)
Твёрдость – великая добродетель; человек, обладающий дхрити, никогда не будет уведён страстями, он принимает быстрые решения и придерживается их; он не беспокоится о последствиях; он не ждёт публичного одобрения; он слушает свой собственный голос и голос сознания; его собственный голос означает его собственные определения и его собственные санкальпы; Внутренний Голос исходит из другого источника; это голос Бога. Он помогает нам таинственным образом. Он связан с нами через Космический Разум и промежуточную ступень – Дхрити решений проблем, их объяснений, когда мы идём на ощупь в полной темноте. В этом состоянии абсолютной беспомощности, Он приходит к нам на помощь. С помощью этой дхрити Он связывается с поэтами, философами, учёными, провидцами и мудрецами и, фактически, с каждым, кто честно и с самоотверженностью ищет Его свет.
Итак, с обратной стороны нашего дхрити манаса мы имеем чити и приобретения "я" (атман или дживатман), и Высшее Наблюдение и Руководство Высшего Я (Параматман или Брахман). Когда дхрити оживлена и поддерживается низшим "я", это называется пратьягбхана манас (самоосвещённый ум), и когда поддерживается Высшим "Я" – это известно как вишвабхана манас (или Всеосвещённый Ум), выражаясь словами Свами Атмананды Сарасвати.
Свами САТЬЯ ПРАКАШ Сарасвати
Раджа Йога ПАТАНДЖАЛИ
Перевод:
А.П.ОЧАПОВСКИЙ. Уфа, 2002