оглавление
вся книга главная
страница
А.П.ОЧАПОВСКИЙ. КРИЯ ЙОГА и ХАТХА ЙОГА
для начинающих (Часть 1). Уфа, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
ОБ АВТОРЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ВВЕДЕНИЕ
1.2. ЦЕЛИ, АСПЕКТЫ И ШКОЛЫ ЙОГИ
1.3. ЙОГА ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
1.4. ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ
Часть 2 КРИЯ - ЙОГА
2.1. ЯМА И НИЯМА (1-2 ступени)
2.2. ДИЕТА
2.3. УПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ
2.4. ГОЛОДАНИЕ
2.5. ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
2.6. НЕТИ И КАПАЛЯБХАТИ
2.7. ДХАОТИ И КУНДЖАЛЯ
2.8. БАСТИ
2.8.2. Наоли
2.9. ТРАТАКА
2.10. ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ
2.11. УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА
2.12. ГИГИЕНА ГЛОТКИ
2.12.1. "Синхасана"
("Поза льва")
2.13. БАГХИ
2.14. ШАНКХ ПРАКШАЛЯНА
2.14. Упр. 1. "Сарпасана" ("Поза
змеи")
2.14. Упр. 2. "Урдхва - Хастоттанасана"
("Поза с поднятыми руками")
2.14. Упр. 3. "Катичакрасана" (Поза для
поясничной Чакры)
2.14. Упр. 4. "Ударакрасасана"
("Поза сокращения живота")
2.14. Упр. 5. "Павана-Муктасана"
("Поза для отведения газов")
2.15. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
2.16. РЕЖИМ ДНЯ
2.17. ТРЕНИРОВКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ
2.18. САМОКОНТРОЛЬ
1. Замер пульса.
2. Замер частоты дыхания.
3. Замер максимальной паузы после выдоха.
Часть 3 ХАТХА - ЙОГА
3.1. АСАНА
3.2. Основной обязательный каждодневный утренний
комплекс для здоровых и больных людей
Упражнение 1. "Сушумна нари шактивардхак"
(укрепляющее спинномозговой канал - "Сушумну")
Упр. 2. "Пурна сарпасана"
("Комплексная поза змеи")
Упр. 3. "Вишуддха-чакра-шуддхи"
("Очищение Вишуддха-чакры" - горлового нервного сплетения)
Упр. 4. Буддхи татха Дхрити шакти-викасак (упр. для
развития ума и силы воли)
Упр. 5. "Смарана шакти-викасак" (для
развития памяти)
Упр. 6. "Медха шакти-викасак" (для
развития интеллекта)
Упражнение 54. "Шавасана" ("Мертвая
поза")
3.2.2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАДЕРЖКУ ПОСЛЕ
ВДОХА
Упражнение 7. "Каполя шактивардхак"
(Упр., способствующее омоложению щек)
Упражнение 8. "Карна шактивардхак" (Упр.
для улучшения слуха)
3.2.3. "Грива шактивардхак" (Упражнения
для укрепления мышц шеи и развития вестибулярного аппарата)
Упражнение 9.
Упражнение 10.
Упражнение 11.
Упражнение 12. "Скандх шактивардхак" (для
развития силы в плечевых суставах и лопатках)
3.2.4. "Пурна бхуджа-викасак"
(Комплексные упражнения для развития рук и плечевого пояса)
Упражнение 13.
Упражнение 14.
Упражнение 15.
Упражнение 16.
Упражнение 17.
Упражнение 18.
Упр. 19. "Кара-приштха шакти-викасак"
(для развития тыльной части ладоней)
Упр. 20. "Кара-таля шакти-викасак" (для
развития ладоней)
Упр. 21. "Ангули шакти-викасак" (для
укрепления пальцев рук)
3.2.6. "Удар шактивардхак" (Упражнения
для развития мышц живота)
Упражнение 22.
Упражнение 23.
Упражнение 24.
Упражнение 25.
Упражнение 26.
Упражнение 27.
Упр. 28. "Уддияна-бандха" ("Чревный
замок")
Упражнение 29. "Кати шактивардхак" (Упр.
для укрепления поясницы)
Упражнение 30. "Каки-мудра" ("Поза
вороны")
Упражнение 31. "Джангха шактивардхак"
(Упр. для укрепления бедер)
Упражнение 32. "Кундалини шактивардхак"
(развивающее скрытую силу - "Кундалини")
Упражнение 33. "Падамуля шактивардхак"
(развивающее и укрепляющеемышцы голеней и ступней)
Упражнение 34. "Сукхасана" ("Удобная
поза")
Упражнение 35. "Ардха-Падмасана"
("Поза полу-лотоса")
Упражнение 36. "Падмасана" ("Поза
лотоса")
3.2.7. "Бхастрика" (Дыхательные упражнения
"Кузнечный мех")
Упражнение 37.
Упражнение 38.
Упражнение 39.
Упражнение 40.
Упражнение 41. "Йога-Мудра" ("Поза
Йоги") из первого варианта "Падмасаны"
Упражнение 42. "Йога-Мудра" ("Поза
Йоги") из второго варианта "Падмасаны"
Упражнение 43. "Ват нари санстхан
шактивардхак" (Упр. для укрепления позвоночника, или "Ролик")
3.2.8. "Пачан-санстхан судхарак"
(Упражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта)
Упражнение 44.
Упражнение 45.
Упражнение 46.
Упражнение 47. "Тараги-Мудра" ("Поза
озера")
Упражнение 48. "Хастападасана"
("Поза для рук и ног" в положении лежа)
Упражнение 49. "Уттанпадасана"
("Поза с поднятыми ногами", или "Лодочка")
Упражнение 50. "Дханурасана" ("Поза
лука")
Упражнение 51. "Випарита-Карани"
("Перевернутая поза")
Упражнение 52. "Халь-асана" ("Поза
плуга")
Упр. 53. "Сарвангасана" ("Поза для
всех частей тела")
Упражнение 54. "Шавасана" ("Мертвая
поза")
3.3.1. Радикулит
3.3.1.2. Лечебный комплекс асан при
пояснично-крестцовом радикулите
Упражнение 1. "Триконасана" ("Поза
треугольника")
Упражнение 2. "Чакрасана" ("Поза
колеса") и "Ардха-Чакрасана" ("Поза полуколеса")
Упражнение 3. "Ардха-Урдхвасана"
("Полу-приподнятая поза")
Упражнение 4. "Матсьясана" ("Поза
рыбы")
3.3.2. ДВА ЛЕЧЕБНЫХ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Упражнение 1.
Упражнение 2.
3.3.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ПОЗЫ
1. Лечебная поза "Хастападасана'' (поза для
рук и ног в положении стоя)
2. Лечебная поза "Гомукхасана" (поза
"Коровья морда")
3. Лечебная поза "Ардха - курмасана"
("Поза получерепахи")
4. Лечебная поза "Сасангасана"
("Поза кролика")
5. Лечебная поза "Врикшасана" ("Поза
дерева")
6. Лечебная поза "Гарудасана" ("Поза
птицы Гаруды")
7. Лечебная поза "Ашвини - мудра'' ("Поза
кобылы")
3.4.1. Прана
3.4.2. Общие принципы для людей, занимающихся
Пранаямой
3.4.3. Последовательность освоения упражнений
Пранаямы
3.4.4. Дыхательное упражнение, очищающее нервную
систему
3.4.5. "Полное дыхание"
1. ПУРАКА (вдох)
2. КУМБХАКА (пауза после вдоха)
3. РЕЧАКА (выдох)
4. ШУНЬЯКА (пауза после выдоха)
3.4.6. Очистительное дыхание при Пранаяме (или с
выдохом через рот)
3.4.7. "Анулёма-Вилёма"
3.4.8. Ритмическое дыхание
3.4.9. Дополнительные дыхательные упражнения
1. Упражнение для развития голоса
2. Упражнение, возбуждающее работу альвеол
3. Упражнение для развития грудной клетки
4. Упражнение для расширения грудной клетки
5. Дыхательное упражнение на ходу
6. Упражнение с подъемом на носках
7. Упражнение для усиления кровообращения
3.4.10. 7 дыхательных упражнений для развития
легких и нормализации дыхания
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение 6
Упражнение 7
3.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таблица 1. График выполнения гигиенических процедур
Таблица 2. "Ритмическое дыхание".
Оптимальный ритм.
3.6. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
3.7. Правила чтения Санскрита
3.8. Список литературы
3.10. График освоения комплекса Асан и Пранаямы
Часть 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Древние культуры входят в сокровищницу мировой современной
культуры. Они привлекают не только историков, искусствоведов, других ученых, но
и простых людей, одухотворяя их жизнь. Достижения древних египтян, греков и
римлян явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе и Америке. Но
сами эти культуры черпали вдохновение на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии.
Йога как система является бесценным сокровищем индийского народа
и, безусловно, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку
способствует развитию внутренней культуры личности.
Понятие "культурный человек" очень емкое и
многоплановое, но оно обязательно включает нравственно-этические, эстетические
аспекты, охватывает физические, умственные и духовные стороны нашего бытия.
Культура предусматривает непрерывное совершенствование личности во всех планах,
включая здоровье и работоспособность. В этом отношении Йога может оказать
неоценимую пользу всем людям.
Уже давно, по моему мнению, правомерна постановка вопроса: можно
ли считать больного человека культурным? Думается, что нет. Конечно, существуют
заболевания, против которых даже медицина пока бессильна, - не о них в этом
случае речь. В подавляющем большинстве случаев болезни можно вылечить и, что
еще более важно, предупредить их возникновение. Недаром еще в Древней Индии
болезнь считалась грехом. Я не согласен с пессимистическими, фатальными
взглядами отдельных ученых, толкующих о деградации человечества, о чуть ли не
генетическом закреплении вредных привычек и слабого здоровья, что якобы неизбежно
приводит к заболеваниям. Результаты занятий Йогой не оставляют никаких сомнений
относительно ложности подобных утверждений.
Оказалось, что в век бурной научно-технической революции человек
естественным образом приспособиться к ней не может. Она обусловливает громадные
психические нагрузки, создает стрессовые ситуации, которые в сочетании с
гиподинамией, малоподвижным образом жизни людей и их однобокой физической
ориентацией, с неправильной диетой и дыханием способствуют заболеваниям,
преждевременному старению, снижению работоспособности. Выяснилось, что Йога
помогает надежно противостоять этим "побочным продуктам" цивилизации
на протяжении почти пяти тысячелетней истории и позволяет раскрыть
беспредельные возможности гармоничного развития личности.
Могут спросить, неужели для сохранения здоровья недостаточно
современных методов физкультуры, спорта, медицины. К сожалению, нет, о чем
свидетельствует статистика роста заболеваемости населения, несмотря на
улучшение благосостояния, расширение сети спортивных сооружений и лечебных
учреждений. Так называемые болезни цивилизации, например, сердечно-сосудистые,
психические, нервные заболевания, начинают поражать людей совсем молодого
возраста. Продолжительность жизни за последние несколько десятилетий практически
не увеличилась. Таковы факты. Современные методы физкультуры и спорта
чрезвычайно разнообразны по форме, но однобоки по содержанию. Например, при
занятиях только бегом трусцой или атлетической гимнастикой остаются в стороне
другие факторы здоровья: психогигиена, диета, закаливание и так далее, без
которых невозможно сохранить стабильное, полноценное здоровье.
Что касается медицины, то она, в основном, занимается лишь
больными людьми, практически не уделяя внимания здоровым. Периодические
профилактические осмотры здоровой части населения проводятся исключительно для
выявления среди них больных людей. Академик АН УССР, лауреат Ленинской премии
Н.И.Амосов верно отметил, что "врачи и профессора, которые учат врачей,
знают болезни, однако, чаще всего они малоквалифицированны в вопросах здоровья.
Для того, чтобы подготовить специалистов по здоровью, нужно время и доверие к
этому пути. Нужна психологическая и профессиональная переориентация врача"
(Н.И.Амосов. Учись не стареть. - Известия, 1983, 12 марта). Пока это
реализуется, пройдут годы и десятилетия. А нынешнему поколению людей здоровье
нужно сейчас, и сохранить его поможет Йога. Именно на здоровье и профилактике
болезней она акцентирует свое внимание. Некоторые поборники модернизированной
Йоги утверждают, что на современном уровне развития науки можно создать
систему, ничуть не уступающую традиционной Йоге. Это спорное заявление, и его
реализация потребует, может быть, не только десятилетий, но и столетий. И в
связи с этим возникает вопрос, а зачем вообще "изобретать велосипед",
если он уже создан: садись и езжай!
Во всем мире в последнее время наблюдается повышенный интерес к
индийским Йогам и их учению со стороны людей различного возраста и разных
профессий. Ведь каких-нибудь 10-20 лет назад лишь одно упоминание в разговоре
слов "Йог" или "Йога" вызывало улыбку или смех, так как это
ассоциировалось с представлениями о людях, спящих на остриях гвоздей,
выпивающих коктейль из серной и соляной кислоты со змеиным ядом и закусывающих
стеклом граненого стакана. И какая резкая перемена в суждении о Йогах и их
древнем учении произошла в настоящее время!
Мир сейчас в полном смысле этого слова наводнен переводной и
оригинальной литературой по Йоге. По статистическим данным, полученным
редакцией журнала "Спортивная жизнь России", из литературы по
физической культуре и спорту во всем мире больше всего публикаций посвящено
Йоге. Но следует учесть, что среди многочисленной литературы, выпускаемой на
эту тему, во всем мире имеется не более 2-3 книг, в основном на языках народов
Индии, в которых практика Йоги излагается методически правильно и в строгой
последовательности. Во всех остальных публикациях авторы или не раскрывают
секретов "методического ключа", или сами его не знают, являясь лишь
теоретиками в этом вопросе, а поэтому излагают материал либо абсолютно
бессистемно, либо изобретая какие-то "свои" методические
рекомендации. К первой группе авторов относятся многие опытные Йоги, у которых
имеются основания для того, чтобы не раскрывать на страницах книг основы методики.
Учителя предпочитают передавать свои знания ученикам непосредственно, что
исключает погрешности в практике из-за непонимания учеником или неверной
трактовки получаемой информации. В связи с этим нужно отметить, что автор пошел
на известный риск, предложив данную книгу заочно для практических целей. Но я
надеюсь, что при соблюдении всех рекомендаций и, опираясь на здравый смысл,
читатель извлечет из нее максимум пользы, избежит ошибок и неточностей.
К другим группам принадлежат авторы многих книг, выходящих на
Западе. Они зачастую искажают рекомендации древних Йогов, не получив
непосредственных установок учителей Йоги, и подходят к данному вопросу чисто
коммерчески, то есть стремятся получить прибыль от издания книг, не заботясь об
их качестве, не говоря уже об отсутствии всякой ответственности за публикацию
ложных, искаженных, подчас опасных для здоровья рекомендаций.
В этой книге я в доступной для широкого круга читателей форме
предпринял попытку изложить Йогу с научных позиций, опираясь на достижения
современной науки, обосновать многие "таинственные" методы и приемы
Йоги.
В древности на Востоке было принято излагать мысли абстрактно,
аллегорически, иносказательно, символически, что в более поздний период истории
часто приводило к неправильному толкованию даже самых рациональных истин. Это
тенденция не обошла и Йогу. В настоящей работе автор постарался как можно
подробнее изложить материал и раскрыть истинный смысл многих конкретных
положений Йоги.
Помня слова Вивекананды, одного из величайших представителей Йоги
конца XIX - начала XX вв., о том, что Йога носит экспериментальный характер и
что основывается она на разуме, а также то, что лучшим критерием истины и
источником знания является практика, автор испытал, прежде всего, на себе те
советы и рекомендации, которые дают Йоги при обучении Хатха Йоге, а уже потом,
многократно убедившись в их эффективности и пользе на собственном опыте и на
опыте многочисленных последователей, вынес их на суд читателей.
Безусловно, предлагаемая работа не исчерпывает всех проблем Йоги и
является лишь введением в эту удивительную по своей мудрости и силе воздействия
на человека систему. Надеюсь, она будет полезна для всех интересующихся Йогой,
как для широкого круга читателей, так и для специалистов (медиков, физиологов,
социологов, философов и других), для начинающих и уже занимающихся энтузиастов
Йоги. В книге опровергаются ложные, невежественные представления о Йоге, к
сожалению, еще имеющие место среди людей, не знакомых с ней из достоверных
источников.
1.2. ЦЕЛИ,
АСПЕКТЫ И ШКОЛЫ ЙОГИ
Слово "Йога" в переводе с Санскритского языка означает
"союз, соединение, связь, единение, гармония". Но, спрашивается,
связь, соединение или гармония чего с чем? И вот тут-то выясняется, что
философы-идеалисты понимают под этим единение души человека с неким Абсолютным
Духом, Богом, единение индивидуального сознания с Космическим Разумом и так
далее. А философы-материалисты дают совершенно иное философское толкование
термину "Йога" (к примеру, статьи болгарского философа Кенчо Динева
Кенева, опубликованные в болгарском журнале "Философская мысль", 1969
г., № 1 и 5). Термин этот рассматривается как единение, гармония физического и
психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и
духовной красоты человека.
Французский врач, научный сотрудник Национального
научно-исследовательского центра во Франции Жан-Жорж Хенротт также пишет, что
"Йога означает единство - не в смысле единение с Богом, как часто его
ошибочно трактуют, а в смысле внутреннего единства. Йога - это, прежде всего,
совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности"
(Хенротт Жан-Жорж. Йога: ничего сверхъестественного. Литературная газета, 1970,
2 сентября.).
Бывший премьер-министр, крупный общественный и политический
деятель Индии Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии" писал:
…значение теоретических частей Йогической системы Патанджали относительно не
велико; важен метод. Вера в Бога не является неотъемлемой частью этой
системы..." (Неру Джавахарлал. Открытие Индии. - Москва, Иностранная
литература, 1955, стр. 192.)
Итак, Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека:
физического, умственно – эмоционального (психического) и духовного. Целью Йоги
является достижение и поддержание такой гармонии. Эта цель имеет несколько
аспектов: Раджа Йога, Бхакти Йога, Карма Йога, Джнани Йога, Тантра Йога, Крия
Йога. Лая Йога, Мантра- или Джапа Йога, Кундалини Йога и так далее.
Раджа Йога - это господство сознания над всеми тремя
началами человека, развитие Сверхсознания и постижение с его помощью Бога. Ее
еще называют "высшей, царственной Йогой". Она раскрывает все
потенциальные возможности личности. Для этого используются сложные приемы само
регуляции психики (самовнушение, отвлечение чувств от внешних и внутренних
раздражителей, концентрация внимания и др.).
Хатха Йога является подготовительным этапом Раджа-Йоги.
Термин "Хатха" символический и несет глубокий философский смысл.
"Ха" - солнце, "Тха" - луна. Это символ единства
противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем
(тепло - холод, положительное - отрицательное, свет - тьма, электрон - протон,
мужчина - женщина и так далее). Единство и гармония противоположностей создают
равновесие. Хатха Йога - это учение о физической гармонии или гармонии,
достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета,
дыхание, асаны, гидротерапевтические процедуры и т.д.) в отличие от психических
средств воздействия Раджа Йоги. Хатха Йога ведет к физическому совершенству и
благополучию, что имеет большое значение для тела, ума и духа человека. Она
учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путем совершенствования
здоровья. Здоровье - это всеобщее богатство. Не случайно многие авторитетные
Йоги считают Хатха Йогу начальным звеном в духовном совершенствовании, т.к.
"в здоровом теле - здоровый дух". Кстати, это изречение встречается в
Санскритских источниках, которые датируются еще VII-VI веками до нашей эры.
Бхакти Йога - преданность, служение Богу, бескорыстная
любовь к Богу, ко всему мирозданию, которое является Его творением. Посредством
такого раскрытия души происходит гармонизация личности и единение с Богом.
Карма Йога - активный труд и действие. Любое действие,
работа должны совершаться с предельной самоотдачей и вниманием, абсолютно
бескорыстно. Они должны быть посвящены Богу, стать положительными.
Божественными. В этом заключается секрет успеха в Йоге, в достижении Бога.
Джнана Йога - достижение Бога с помощью знания,
кропотливое изучение и практика всего, что способствует приобретению
Божественной мудрости. Божественная мудрость - это гармония знаний, почерпнутых
из священных писаний, а также из уст Учителя и проверенных на практике.
Тантра Йога - изучение природы взаимодействия
противоположностей и достижения гармонии посредством половой жизни, в которой
достигается единение с Богом с помощью контроля чувств, эмоций, особых
технических приемов и мантр.
Лая Йога - использование ритмов и вибраций, идущих из
космоса и оказывающих воздействие на биосферу Земли, то есть космическая Йога,
способствующая достижению гармонии через познание биоритмов микро- и макромира,
растворения сознания и превращение его в Сверхсознание, постижение Бога. По
мнению Йогов, а сейчас с этим согласны также современная медицина и биология, в
основе подавляющего числа заболеваний лежат нарушения биоритмических процессов
(биоритмов) на самых различных уровнях – от молекулярного, субклеточного до
уровня органов, систем органов и организма в целом. Лая Йога помогает
предупредить и лечить болезни, связанные с нарушением биоритмов (десинхронозы);
жить, как говорят Йоги, в гармонии с Вселенной, с ее ритмами.
Крия Йога - внутреннее и внешнее очищение,
морально-этический аспект Йоги. Прежде чем осваивать любую разновидность Йоги, необходимо
пройти Крия Йогу. Чтобы взрастить добрый урожай, нужно расчистить заброшенную
землю, выкорчевать пни. Так и в обучении Йоге. Ученик должен избавиться от
собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек,
невежества, а вместо них воспитать в себе положительные качества, без которых
прогресс в Йоге невозможен.
Мантра- или Джапа Йога -
воздействие звуковых вибраций путем мысленного и устного произношения и пения
определенных гласных, слогов; повторение имени Бога. При этом возникают
определенные звуковые вибрации, положительно воздействующие на физическое,
психическое и духовное начала человека.
Кундалини Йога - развитие и использование скрытой силы
человека (Кундалини). Это разновидность Хатха Йоги и Раджа Йоги.
Имеются и другие, относительно редко встречающиеся аспекты Йоги (Нада Йога, Самадхи Йога и так далее), которые чаще всего
являются производными или синонимами указанных выше видов.
Такое разделение аспектов Йоги в известной мере условно, но имеет
большое методическое значение, так как позволяет заниматься Йогой всем людям,
независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности,
учитывать особенности каждого ученика, его индивидуальность, потребности и
наклонности. По сути дела все аспекты Йоги взаимно дополняют друг друга. Их
элементы используются при освоении любого направления этого учения. Поэтому
многие центры Йоги в Индии практикуют так называемую Пурна
Йогу, то есть комплексную Йогу или синтез всех аспектов Йоги.
В Индии существуют различные школы преподавания Йоги, которые
имеют незначительные и часто непринципиальные различия. Но наиболее признанным
считается направление, принятое в Делийском центре Йоги, а также в Институте
Йоготерапии и Йогокультуры в городе Лакхнау - столице самого крупного индийского
штата Уттар-Прадеш.
1.3. ЙОГА
ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Учение Йогов - одно из самых древних. Есть предположения, что Йога
и ее последователи существовали около 10 тысяч лет тому назад. Об этом
свидетельствуют древнейшие памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а
именно Веды (а точнее, "Ригведа", которая, по мнению ученых, создана
более 2,5 тысяч лет до нашей эры). Они представляли собой сборники знаний той
эпохи и содержали самые разнообразные сведения: описание обрядов, поэтические
гимны, воспевающие красоту природы, свод законов (Дхарма), регламентирующих
жизнь общества, и тому подобное; в них были предприняты первые попытки постичь
тайны окружающего мира и жизни человека.
В Древней Индии жизнь человека условно делилась на несколько
этапов: период детства; период обучения; период супружеской жизни и активной
социальной деятельности и период отшельничества. Человек появился на свет, рос,
развивался, занимал определенное общественное положение, а в преклонном
возрасте уходил в труднодоступные места, горы, предавался размышлениям о
прожитой жизни, делился своим жизненным опытом, мировоззрением с учениками,
которые обычно окружали мудрецов, или, как их называют в Индии, риши, гуру,
садху, санньяси. Их опыт обобщался в течение тысячелетий, тщательно обрабатывался
и испытывался в различных условиях разными людьми. Так появилась Йога, путь
психофизического и духовного самоусовершенствования, позже превратившийся в
стройное учение (Существует гипотеза космического происхождения Йоги, согласно
которой в глубокой древности инопланетяне передали это учение жителям Земли.
Некоторые Гуру в Индии считают, что Йога была передана людям непосредственно
Богом посредством медитации). Именно его богатый практический опыт привлек к
Йоге различные философские школы, которые с ее помощью пытались утвердить свое
собственное превосходство над другими школами. Почти все древние философские
системы Индии, как материалистические (Чарвака), так и идеалистические
(Буддизм, Веданта), в той или иной мере использовали Йогу. Пытаясь закрепить
свою исключительность в сознании людей, эти системы придавали Йоге мистический
характер, держали в секрете от непосвященных ее практику. Для индийцев Йога
была методом соединения души с Богом, Абсолютом (первопричиной, основным
началом всего существующего). Суть этого метода заключалась в том, что при
соответствующей тренировке ума достигается более высокий уровень сознания, так
называемое Сверхсознание. От путешественников из других стран и колонизаторов
тайны Йоги тщательно скрывались. Для них было доступно лишь внешнее знакомство
с "чудесами" и фокусами Йогов. Такая скрытность Йогов объяснялась не
только негативным отношением индийцев к колонизаторам и попыткой сохранить это
учение в неприкосновенности и без искажений, но и традицией Востока, согласно
которой Йога может передаваться лишь от Учителя (Гуру) непосредственно ученику
(Челя) постепенно: от простого к сложному. Гуру строго следил за тем, чтобы
Челя получил информацию и осваивал ее ровно настолько, насколько он способен
был ее воспринять. Причем сам Учитель уже прошел путь ученичества и испытал на
себе методы Йоги. В этом состоит рациональный научный подход к воспитанию
вообще. На Западе же нередко пытаются добиться цели (и Йога не исключение)
любыми путями и средствами, нарушая методические рекомендации, не изучив одного
вопроса, переходят к другому и так далее. Так заниматься Йогой нельзя. Она
рассчитана на "Homo sapiens" ("человека разумного") в
прямом смысле этого слова.
Тот факт, что учение Йоги дошло до наших дней, свидетельствует о его
рациональности и целесообразности для современных людей. В Индии Йогов можно
разделить на две группы: Йоги-философы и Йоги-практики. В Йоге существует своя
философия, которая носит дуалистический характер, поскольку содержит как
религиозные, идеалистические концепции, так и материалистические. Мировоззрение
Йогов представляет интерес не только для специалистов-философов, занимающихся
исследованием индийских философских систем, но и для широкого круга людей. Йоги
большое внимание уделяют одному из аспектов учения Йоги, а именно Хатха Йоге.
При этом Йоги - практики разделяются на непрофессионалов и профессионалов.
Непрофессионалы - это люди, занимающиеся Йогой для поддержания здоровья либо
для развития своих способностей, гармонии, то есть для физического, психического
и духовного самоусовершенствования. В Индии для них созданы так называемые
Институты Йоготерапии и Йогокультуры. Профессионалы руководят работой обителей
Йоги (Ашрамы), институтов Йоготерапии, Йога-центров, обучают Йоге и лечат
больных людей, используя методы Йоги. Многие из них - врачи, причем прекрасно
знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней (Аюрведу), так и
современную медицину. Они прекрасные диагносты, свободно расшифровывают
электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все системы лечебных
гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа, следят за передовыми
достижениями современной медицинской науки. Есть еще одна, к счастью,
немногочисленная группа последователей Йоги, которые используют ее приемы для
демонстрации всевозможных трюков и фокусов, нередко небезопасных для здоровья.
Истинные Йоги в Индии никогда своими способностями не хвастаются. Это очень
скромные люди; и с превеликим трудом, и далеко не всех из них удается уговорить
согласиться даже на участие в научно-медицинских экспериментах.
Йога популярна во всем мире. Почти во всех странах созданы
общества, секции, клубы, ашрамы, институты Йоготерапии и Йогокультуры или
лаборатории при колледжах, университетах, научно-исследовательских институтах,
которые пытаются объяснить и научно обосновать достижения Йогов с помощью
современных методов исследования, а также проводят практические занятия с
желающими овладеть Йогой. Эти организации часто приглашают специалистов из
Индии. Непосредственно в самой Индии с 1965 года действует Указ об изучении
Йоги в учебных заведениях, полиции и армии. В ряде стран Хатха Йога введена в
систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь
летчиков и подводников. Успешно используют многие прикладные методы Йоги
спортсмены и космонавты. В некоторых странах практические комплексы Хатха Йоги
регулярно передаются по телевидению. Созданы Международный всемирный союз Йоги
со штаб-квартирой в Стокгольме и Европейская ассоциация Йоги, штаб - квартира
которой находится в Будапеште. Миллионы любителей занимаются самостоятельно в
домашних условиях.
Ревностными поклонниками физического воспитания по системе Хатка
Йога были видные государственные и общественные деятели, известные ученые,
представители культуры и искусства. Хатха Йогой занимались не только Махатма
Ганди и Джавахарлал Неру, но также бывший президент США Джон Кеннеди, в
Советском Союзе - К.С.Станиславский и другие. Положительно относился к системе
Хатха Йога лауреат Нобелевской премии, академик И.П.Павлов, бывшая
премьер-министр Индии Индира Ганди брала уроки у руководителя делийского центра
Йоги Дхирендры Брахмачари.
Чем же вызван такой интерес к Йоге? Прежде всего, ее громадными
возможностями в плане поддержания отличного здоровья, профилактики и лечения
многих заболеваний. Советы Йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха,
физической тренировки и гигиены совпадают с последними рекомендациями
современной физиологии и медицины. Йога способствует установлению психического
равновесия, что в наш век стрессов и психологических перегрузок на фоне
гиподинамии имеет огромное значение. Психическое и физическое здоровье дают
человеку радость, счастье, обеспечивают высокую работоспособность и долголетие.
Это не голословное утверждение. Последователи Хатха Йоги действительно выглядят
очень молодо даже в преклонном возрасте, имея при этом отличное здоровье,
прекрасную физическую форму и высокую работоспособность. Они обычно скрывают
свой возраст, резонно полагая, что им столько лет, насколько хорошо
функционируют их главные внутренние органы. Можно за год состариться, как за
десять лет (под воздействием болезней, переживаний и т.п.), и, наоборот, за
десять лет состариться как за год, ведя естественный образ жизни и нейтрализуя
с помощью Йоги действие вредных факторов на организм. При этом еще очень важен
психологический настрой, так как он влияет на поведение человека и образ его
жизни, заключает функционирование организма в определенные возрастные рамки,
что сказывается на изменении скорости старения. Этим и объясняется скрытность
Йогов. Они утверждают, что могут жить столько, сколько захотят. И возраст
больше 100 лет для них не редкость (В газете "Труд" от 26 ноября 1981
года в статье Р.Акопяна "Загадка для врачей" сообщалось о семидневном
"захоронении" 104 - летнего Йога, который после этого эксперимента
остался жив и невредим.).
Если читатель хочет достичь успехов в Йоге, он должен
придерживаться указанных в этой книге рекомендаций и постепенно осваивать их
практически. Можно прочитать десятки книг по Йоге: этого будет достаточно для
того, чтобы в компании друзей блеснуть оригинальностью суждений, но Йогом без
практических занятий не станешь. Поэтому не так часто можно встретить истинного
Йога даже в самой Индии. В этом отношении не потеряло своей актуальности древнее
высказывание: "Из тысячи человек один занимается Йогой, из тысячи
занимающихся лишь один становится Йогом".
Есть у Йоги и противники. Их можно разделить на три группы. К
первой относятся люди слабохарактерные, ленивые, которые негативным отношением
к Йоге хотят прикрыть свою пассивность, слабую волю, отсутствие
целеустремленности. Ко второй группе относятся некоторые религиозные деятели,
спортсмены и даже врачи, которые видят в Йоге конкурента для своей
деятельности. И, наконец, третью группу составляют невежественные люди, либо
получившие искаженную информацию о Йоге, либо вообще ничего толком о ней не
знающие.
Предлагаемая книга предназначена для людей, решивших заниматься
Йогой как средством формирования основы для духовной самореализации,
гармонизации личности, поддержания здоровья, высокой работоспособности и
профилактики болезней. Лишь отчасти ее можно рекомендовать лицам, страдающим
хроническими заболеваниями, да и то с оговорками: необходимо разрешение
лечащего врача на занятия Йогой; заболевания не должны угрожать жизни больного;
при занятиях не должно ухудшаться состояние здоровья; нельзя заниматься
физическими упражнениями при повышенной температуре, болевых ощущениях, в
острых периодах заболевания и при обострении хронических болезней; детям до 6
лет, а людям старше 60 следует соблюдать большую осторожность и постепенность;
женщинам нельзя выполнять физические упражнения во время менструаций, с начала
4 месяца беременности и можно возобновить занятия через 3-4 месяца после родов;
кроме того, всем страдающим хроническими заболеваниями необходимо внимательно
ознакомиться с противопоказаниями по применению отдельных методов и
выполнению упражнений. Всегда следует помнить, что Йога - не панацея от всех
болезней, тем более при лечении без непосредственного руководства
Йога-специалиста. Но гармонизирующее воздействие системы Йогов часто излечивает
от всевозможных недугов, так как организм начинает работать в естественном
режиме и побеждает болезнь.
Для тех, кто будет заниматься по программе, изложенной в этой
книге, можно порекомендовать ознакомиться с работами следующих авторов-Йогов:
Свами Шивананды, Свами Вишнудэвананды, Свами Сатчидананды, Рамкумара Шармы,
Дхирендры Брахмачари. Книги этих авторов рассчитаны, как правило, на людей,
знакомых с азами Йоги, и поэтому по ним следует заниматься только после
усвоения материала, предлагаемого в этой книге.
Предположительно в период между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. древнеиндийский
философ и грамматик Патанджали систематизировал накопленные к тому времени
данные по Йоге в своей книге "Йога Сутра". Работа была написана в
виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась Йога. Позже появились
многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям.
Патанджали описал Аштанга Йогу или 8-миступенчатый путь
тренировок: 1) Яма; 2) Нияма; 3) Асана; 4) Пранаяма;
5) Пратьяхара; 6) Дхарана; 7) Дхьяна; 8) Самадхи.
Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания,
полного господства над собой, соединение души с Богом.
Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными
последователями Йоги. В ней отражены все аспекты Йоги: Яма и Нияма составляют
Крия Йогу; Асана и Пранаяма - Хатха Йогу; Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи
- Раджа Йогу. Джнани Йога и Бхакти Йога опираются на принципы Ямы и Ниямы.
Карма Йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая
реализация системы Патанджали - тоже Карма Йога. Лая Йога, Тантра Йога,
Кундалини Йога, Мантра Йога, Самадхи Йога - направления, разделы или
разновидности Раджа Йоги с элементами Хатха Йоги.
Подобная систематизация аспектов Йоги несколько условна,
поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в
друга. Например, Хатха Йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует
ряд положений Ниямы (диеты, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары
(отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).
Яма - правила общественного поведения. На этой стадии человек
обучается гармонии в обществе, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть
свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и других).
Человек - существо общественное. Все дальнейшие успехи в Йоге целиком зависят
от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонизировать с
ними.
Нияма - кодекс личного поведения. На этой ступени
ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически,
умственно и духовно.
Асана - положение тела, поза. На этом этапе
происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к
дальнейшим ступеням.
Пранаяма - контроль над энергетическими процессами
организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения.
Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности,
оказывают на нее мощное психофизическое воздействие, гармонично ее
совершенствуют, расширяют диапазон адаптации к всевозможным отрицательным и
чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха Йога,
с ней вы в основном и будете иметь дело в этой книге, взяв на вооружение
элементы третьей и четвертной ступеней Йоги, то есть Асану и Пранаяму, а также
первые две ступени: Яму и Нияму (Крия Йога).
Пратьяхара - отвлечение чувств, осуществление полного контроля
над ними.
Дхарана - концентрация внимания, память, терпение,
сдержанность.
Дхьяна - медитация или созерцание объекта.
Самадхи - устойчивая, управляемая Дхьяна, или
состояние психического транса.
Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью
контролировать работу тела и сознания, развить Сверхсознание, достичь
Богореализации. Ему становиться по плечу решение любых реальных задач.
Наступает полная самореализация личности. Но овладение этими стадиями возможно
только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех
ступеней.
Александр ОЧАПОВСКИЙ.
Крия Йога и Хатха Йога для начинающих. (Часть 1). Уфа, 2001
след. Часть 2.1-4 вверх