А.П.Очаповский
ЦЕПЬ УЧЕНИЧЕСКОЙ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
(Гуру Парампара)
За долгие годы изучения Йоги я познакомился с сотнями книг
индийских Йогов и их последователей со всего света. Моё внимание привлекло
направление Йоги Шри Свами Шивананды и его лучших учеников: Свами
Вишнудэвананды, Сатьянанды, Сатчидананды, Чидананды, Кришнананды и др. Первым
моим воплощённым наставником в Йоге был Анатолий Николаевич Зубков,
занимавшийся в Институте Його-терапии и Його-культуры г.Лакхнау, Индия, у
ученика Свами Шивананды - Рама Кумара Шармы. Позже я получил инициацию, но не
от А.Н.Зубкова, а от Свами Шанкарананды. Теперь я также нахожусь в цепи
ученической преемственности.
В Индии традиционно считается, что понимание сути учения, его
практическая реализация возможны лишь при получении посвящения по цепи
ученической преемственности непосредственно от Учителя (Гуру) - Ученику (Челя);
тогда семя Знания даст всходы и принесёт плоды. По этой причине, а также из
чувства благодарности, уважения и почитания этих Учителей, каждый занимающийся
Йогой должен знать хотя бы 3 поколения (приблизительно за 100-летний период)
всех тех, кто участвовал в передаче эстафеты Знания. С удовольствием и
почтением перечисляю тех Наставников, которые передали Учение Йоги, дошедшее до
меня посредством Духовного посвящения:
Свами ВИШВАНАНДА
Сарасвати
-> Шри Свами ШИВАНАНДА Сарасвати
-> Свами ВИШНУДЭВАНАНДА
-> Свами ШАНКАРАНАНДА
-> Александр Петрович ОЧАПОВСКИЙ, Ваш покорный слуга.
1. Шри Свами ШИВАНАНДА
Шри Свами ШИВАНАНДА Сарасвати родился 8 сентября 1887 года в
Паттамадаи, штат Тамилнад, Индия, в семье знаменитого мудреца Аппайя Дикшитара;
к этой семье принадлежит также ещё ряд известных святых и крупных учёных. С ранних
лет у мальчика обнаружилась наклонность к изучению и практике Веданты (одно из
6 ортодоксальных учений Индии). К этому следует добавить его природное
стремление служить людям и врождённое чувство единства со всем человечеством.
Энтузиазм к служению привёл его к медицинской деятельности,
которая позволяла ему помогать ослабленным и больным. Кроме лечения, он ведёт
обширную работу по профилактике заболеваний, медицинскому и гигиеническому
просвещению населения; издаёт журнал "Здоровье" (Health Journal). Он
обнаруживает, что, прежде всего, людям необходимы Правильное Знание, его
Понимание и Практика; и решает посвятить всего себя этой миссии. Это было
благословение человечеству, когда доктор, лечивший тело и ум, отказался от
своей врачебной деятельности ради духовного служения людям. Он поселяется на
севере Индии в Ришикеше, штат Уттар-Прадеш. Здесь в 1924 году он
получает посвящение от Свами Вишвананды Сарасвати (К сожалению, не сохранилось
ни фотографии, ни подробностей его жизни, т.к. Санньясины прошлых веков имели
привычку растворяться в своём окружении и ничего не оставлять для пера
историков). Практикуя строгий аскетизм, Свами Шивананда расцвёл как великий
Йог, святой, мудрец и Дживанмукта (Душа, достигшая Освобождения ещё при жизни).
В 1932 году он основал Шивананда-Ашрам в Ришикеше. Там же в 1936 году появилось
на свет Общество Божественной Жизни, а в 1948 году была организована Лесная
Академия Йоги-Веданты. Главной их целью, заботой является распространение
Духовного Знания и практическая тренировка людей в Йоге и Веданте. В 1950 году
Свами Шивананда совершил блистательное турне по всей Индии и Шри-Ланке. В 1953
году он созвал "Мировой Парламент религий". Он автор более 200 книг,
чтение которых настолько вдохновляет, воодушевляет, наполняет покоем и
радостью, что ясно ощущается соприкосновение с Источником Высшей Мудрости. Его
учеников, всех наций, религий и убеждений, можно найти по всему миру. 14 июля
1963 года он покинул тело и вошёл в состояние Махасамадхи.
2. Свами ВИШНУДЭВАНАНДА
Родился 31 декабря 1927 года в небольшой деревне Каннимангалам,
штат Керала, Южная Индия. Даже сегодня от шоссе до неё можно добраться лишь
пешком по дороге, идущей через рисовые поля, банановые рощи и плантации других
тропических растений; а основным транспортным средством здесь является слон.
Развиваясь среди ослепительной красоты природы, первые духовные уроки мальчик
получил по дороге в 4 мили в школу и обратно. Этот путь лежал среди
многочисленных рисовых крестьянских наделов. И на нём постоянно встречались
змеи, основной пищей которых были лягушки. Впервые мысли о религии и Боге
возникли у мальчика в результате наблюдения драмы между жизнью и смертью при
виде сцен пожирания лягушек змеями. Змеи были небольших размеров и не могли
сразу проглотить лягушек. У них на это уходило 10, 20 или 30 минут. Страдание
лягушек было невыносимым для сознания ребёнка: "Что я должен делать?
Следует ли убить змею, чтобы вытащить лягушку из пасти смерти, или пройти мимо,
сделав вид, что ничего не заметил или это меня не касается? Я не мог найти
решения этой проблемы. Допустим, я убью змею, спасая жизнь лягушки, тогда
принесу страдания змее. Не зная, как поступить, я спросил нескольких людей,
включая родителей, но так и не получил вразумительного ответа. Хотя я рос в
семье очень набожных родителей, я не мог слепо следовать всем правилам и
предписаниям. Для многих подростков их собственные родители не являются
достаточно авторитетным. В конце концов, я решил, что должен разработать
философию действия..." По окончании школы юноша поступает в Инженерный
корпус индийской армии, но и там его ум остаётся полон философских вопросов об
удовольствии и страдании, смерти и смысле жизни. Ему попадается буклет с
описанием сущности Йоги под названием "Sadhana Tattwa"
("Cущность Духовной практики"). Это было нечто новое, не ведомое
прежде. Автором буклета был Шри Свами Шивананда из Ришикеша. Первые же строки
дали молодому человеку уверенность в возможности решить его духовные проблемы.
Это звучало так: "Грамм практики лучше тонны теории…" Разделы буклета
раскрывали простой и надёжный способ обрести душевный мир, покой и радость. На
русский язык их можно перевести следующим образом:
- Культура здоровья
- Культура энергии
- Этическая культура
- Культура воли
- Культура Сердца
- Культура психики
- Духовная культура.
Молодой человек приезжает в Ришикеш, находит здесь Свами
Шивананду, признаёт в нём своего Учителя и по его просьбе остаётся в ашраме.
Было это в 1947 году. В марте 1949 года получает духовное посвящение и имя
Свами Вишнудэвананда. Обучившись всем аспектам Йоги (особенно преуспев на пути
Хатха Йоги и будучи неутомимым Карма Йогом), около 10 лет он являлся помощником
Свами Шивананды, из них 2 года личным секретарём, а также профессором Хатха
Йоги в Лесной Академии Йоги-Веданты, обучая Хатха Йоге тысячи индийских и
западных последователей; был Генеральным секретарём ашрама Свами Шивананды. В
марте 1957 года с 10 рупиями в кармане, благословениями и со словами "Люди
ждут", Свами Шивананда отправляет его в Мировое турне для распространения идей
Йоги. Выступая с лекциями и демонстрациями Йоги, он посетил Шри-Ланку,
Сингапур, Гонконг, Индонезию, Австралию, Гавайи и, наконец, достиг
Сан-Франциско. Быстро освоив вождение автомобиля, он ещё год путешествует по
Северной Америке. Ему становится всё более очевидным тот факт, что и на Западе
люди настолько охвачены водоворотом проблем, что не знают не только, как вести
здоровый образ жизни, но и просто, как достичь расслабления. Он создаёт
концепцию "йогического отпуска" и кладёт начало созданию таких мест,
где люди могли бы в любое время, в частности, во время уикенда и отпуска,
практиковать 5 основных принципов Йоги: правильные упражнения, правильное
дыхание, правильное питание, правильное расслабление и правильное мышление с
медитацией. В течение нескольких лет им было создано 5 ашрамов Йоги и десятки
Центров Йоги и Веданты по всему миру, где люди могли найти атмосферу мира и
покоя от напряжений и беспокойств повседневной жизни. Из идеи Свами
Вишнудэвананды возникло движение Истинный Мировой Порядок, которое настойчиво
провозгласило необходимость разрушения стен и барьеров, разделяющих нации, под
эгидой взаимопонимания и объединения всего Человечества. Истинный Мировой
Порядок спонсирует различные конференции, симпозиумы и фестивали, организацию
Курсов по подготовке Учителей Йоги. Эти уникальные Курсы приносят гармонию в
мир, обучая основам йогической дисциплины профессионалов, политиков и учеников
со всех частей света.
На протяжении всей
жизни Свами Вишнудэвананда активно боролся за мир во всём мире, причём не
только выступая в средствах массовой информации. Научившись управлять самолётом
(за что его прозвали первым в мире летающим Свами), на аэроплане "Трубка
Мира Апачи" он облетел несколько "болевых точек" планеты (Лахор,
Бангладеш, Тель-Авив), производя их "бомбардировку" цветами и мирными
буклетами, неустанно повторяя Мантру мира и спокойствия "Ом Намо
Нараяная". В 1971 году во время миссии Мира на Ближнем Востоке, совершая
бесстрашный перелёт из Тель-Авива в Каир, он едва не был сбит над Суэцким каналом.
Он маршировал по улицам Белфаста, молясь и воспевая мир и покой. Участвовал в
марше Мира к Белому дому. Выступил посредником мира на переговорах между
сикхскими националистами и Правительством Индии во время захвата террористами
Золотого Храма в Амритсаре.
Можно привести ещё множество других его проектов, в которых он
принимал активное участие:
-Всемирная конференция религий - 1969 г.,
-Фестиваль Йоги мира и музыки - 1970 г.,
-Международная конференция Учителей Йоги - 1975 г.,
-Всемирный Парламент религий - фестиваль всех Гуру - 1975 г.,
-Симпозиум по Йоге и открытиям в области психики - 1976 и 1977 г.,
-Симпозиум по Йоге: Человек и его будущее - 1976 г.,
-Симпозиумы по Йоге и метафизике в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке - 1977 г.
Перу Свами Вишнудэвананды принадлежат многие замечательные труды
по Йоге. 9 ноября 1993 года он оставил своё тело и вошёл в состояние
Махасамадхи.
3. Свами ШАНКАРАНАНДА
- руководитель ашрама Шивананды в штате Нью-Йорк, США. Получил посвящение
и духовное имя от Свами Вишнудэвананды, будучи одним из лучших его учеников.
Ш а н к а р а н а н д а О ч а п о в с к и й
4. Александр Петрович
ОЧАПОВСКИЙ
Родился 1 октября 1952 г. в г. Егорьевске Московской области.
Знакомство с Йогой. На меня произвело неизгладимое впечатление
своей оригинальностью первое упражнение Йогов, которое продемонстрировала наша
вожатая в пионерском лагере в 1966 г. Оно предназначалось для укрепления мышц
живота и заключалось в том, что, лёжа на спине, прямые ноги поднимались
примерно под углом 45° к полу и сохраняли это положение от нескольких секунд до
нескольких минут (это был один из вариантов "Уттанпадасаны" - Позы с
поднятыми ногами). Годом позже мне случайно попались рисунки упражнений Йогов,
причём без описания техники исполнения. Попытки заниматься по одним лишь
рисункам ни к чему не привели, т.к. упражнения были сложными и непонятными.
Пришлось их оставить, но с тех пор интерес к Йоге у меня прочно укоренился, и я
стал собирать всю информацию по этому вопросу. Кроме журнала "Индия",
ничего достоверного в ту пору достать было нельзя. Йога в те годы, хотя и не
была под официальным запретом, но даже дореволюционная литература (книги Йога
Рамачараки) на эту тему хранилась в спецхране библиотек, доступ в который для
обычного человека, тем более подростка, был ограничен. Через два года, в 1969
г., в журнале "Сельская молодежь" было опубликовано интервью с
А.Н.Зубковым, который около 4-х лет занимался в Институте Йоготерапии и
Йогокультуры города Лакхнау, столицы штата Уттар-Прадеш, Индия, где получил
диплом Йога высшей квалификации и стал первым дипломированным Йогом в Советском
Союзе. Учителем А.Н.Зубкова был Рамкумар Шарма, ученик Свами Шивананды. Позже в
"Сельской молодежи" был напечатан комплекс упражнений Хатха-йоги. По
этим публикациям я стал регулярно заниматься упражнениями этого комплекса.
Причем интерес к Йоге возрос настолько, что я решил переменить будущую
специальность. До этого, мечтая быть инженером-технологом, я в школе большое
внимание уделял точным наукам. Но в 10 классе настолько увлекся Йогой, что решил
поступать в медицинский институт, поскольку считал, что именно медицина ближе
других специальностей к изучению Хатха-йоги и ее практическому применению.
Окончив медицинский институт в 1976 г., стал работать главным врачом во
врачебно-физкультурном диспансере, что позволило изучать методы Хатха Йоги,
проводить их апробацию, обосновывать их с точки зрения современной физиологии и
психологии, использовать для профилактики и лечения многочисленных заболеваний.
Этому способствовало установление с 1972 года регулярных контактов с
А.Н.Зубковым.
В 1979 г. я посетил Индию, где ознакомился с работой Центра Йоги в
Дели, а также получил наставления по Хатха Йоге у одного из Учителей Йоги в
Мадрасе, который пожелал остаться неизвестным. Пребывание в Индии вдохновило меня
на издание книги по Хатха Йоге, где я хотел поделиться с читателями своим
опытом в теории и практике Йоги. В период 1981-82 гг. я безуспешно обращался с
рукописью в московские издательства: "Знание", "Мысль",
"Наука", "Советский спорт", "Физкультура и спорт",
где даже не взяли рукопись на просмотр. А издательство "Молодая
гвардия", взяв рукопись и продержав ее около года, также отказало в
издании. В 1983 г.я поделился с А.Н.Зубковым идеей издать книгу. Он попросил
рукопись для редактирования, а позже я предложил ему стать соавтором. Все
попытки издать нашу работу в СССР и Болгарии были тщетными. В то время Йога в
нашей стране была под запретом. Лишь в 1985 г. рукопись "Хатха-йога для
начинающих" была принята издательством "Медицина" с оговоркой,
что ее содержание должно излагаться с материалистической, атеистической точки
зрения. Около 5 лет рукопись, по меткому выражению А.Н.Зубкова, "давала
сок" в этом издательстве и вышла в свет только в 1991 г. (А.Н.Зубков,
А.П.Очаповский. "Хатха-йога для начинающих". М.: Медицина, 1991).
В 1990 году пути соавторов разошлись. А.Н.Зубков пошел по пути
широкой пропаганды Хатха Йоги. Взяв за основу нашу рукопись и предельно
упростив ее, он сделал ряд публикаций в газете "Советский спорт", в
журнале "Физкультура и спорт", а также выпустил 2 брошюры:
"Искусство быть здоровым", часть III, М.: Физкультура и спорт, 1990;
и "Йога - путь к здоровью" - М.: Советский спорт, 1991. Упрощенная
популяризация Йоги само по себе дело хорошее. [Тем более что А. Н.Зубков имеет
в этом плане большой опыт. Он автор более 30 статей по Хатха Йоге в различных
газетах и журналах страны, читал многочисленные лекции по Хатха Йоге в
различных учреждениях, учебных заведениях и на предприятиях во многих городах
России. Неоднократно выступал на эту тему по Всесоюзному радио и телевидению.
Является автором сценария кинофильма "Индийские йоги. Кто они?"]. Но,
на мой взгляд, слишком упрощенная подача материала часто ведет к потере его
ценности. Особенно это касается Йоги, из которой нельзя выхолащивать духовную и
этическую сущность. Итак, мы с А.Н.Зубковым стали продвигаться каждый в своём
направлении.
В 1993 году по приглашению Свами Шанкарананды я прошёл Курс по
подготовке Учителей Йоги в одном из ашрамов Шивананды в США, где получил
инициацию и духовное имя Рамакришна, а также получил квалификацию и диплом
Учителя Йоги, сертифицированный великим Йогом Свами Вишнудэванандой.
Позже, работая врачом-иглотерапевтом в Республиканском
наркологическом диспансере, я собрал материал и написал рукопись "Йога
против наркомании" (в настоящее время изыскиваю возможность
профинансировать её издание).
В 1997 году я второй раз побывал в Индии, посетил 3 центра Йоги:
Шри Йогендры в Мумбае (современное название города Бомбей); центр Шивананды в
Дели; Бихарскую школу Йоги, основанную Свами Сатьянандой, а также
Государственный институт здоровья (в прошлом Центр Йоги в Дели под руководством
Дхирендры Брахмачари). В числе прочих автор обсуждал вопросы применения Йоги
для профилактики и лечения наркомании. (Ценные советы Йогов и уникальные
разработки А.П.Очаповского помогли вернуть многих к работе и учёбе, они вошли в
рукопись.)
В последнее время, помимо популяризации методов Йоги и обучения её
основам всех желающих (в печати, по телевидению, в группах "Здоровье"
и др.), я работаю над созданием и публикацией ряда адаптированных переводов с
комментариями оригинальной литературы по Йоге Свами Шивананды и его учеников.
Знакомство с духовными, нравственными и психофизическими приёмами йогов может
быть весьма полезным и поучительным для всех, занимающихся Самореализацией и
поиском Истины.
Моя последняя книга "Крия-йога и Хатха-йога для
начинающих" была опубликована в г. Уфе в 1993 г. (Позже по материалам этой
книги была подготовлена электронная версия, представленная на этом сайте, и
электронный учебник). В этот постсоветский период в жизни россиян произошли
значительные перемены. Самой серьезной проблемой нашего общества стал дефицит
духовности, отсутствие духовной цели и идеалов. Поэтому в этой книге в
разделах, касающихся Ямы и Ниямы, были показаны некоторые особенности духовного
самосовершенствования индийских йогов. Прошло почти 10 лет. Материал,
изложенный в книге, требует определённого уточнения и дополнения, поскольку
каждая эпоха накладывает свой отпечаток на жизнь и сознание людей. Я хотел бы
написать продолжение с изложением продвинутых практик, но в настоящее время не
могу этого сделать из-за отсутствия средств. Поживём - увидим. Если Богу будет
угодно, всё сложится как надо и новая книга увидит свет. Она будет более
проработанной и будет содержать информацию, которая ещё до сих пор не вышла из
Индии. Это будет уже Йога ХХI века, точнее, предназначенная для тех, кто будет
в нём жить.
Буду рад сотрудничеству со всеми, кто разделяет эту идею.
Ом Тат Сат!
Александр ОЧАПОВСКИЙ,
основатель и директор электронной библиотеки Йоги. Уфа, 2001
E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru
Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/