ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА    ОГЛАВЛЕНИЕ    ВСЯ КНИГА    главная страница

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

НАУМУКХИ (крия № 10)

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Ваджроли мудра

Йони мудра

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

ДЫХАНИЕ

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Web-site: http://www.bashedu.ru/yoga/

E-mail: OchapovskyAP@ic.bashedu.ru

Уфа, 2002

 

НАУМУКХИ (крия № 10)

На санскрите слово «нау» означает «девять»; «мукхи» означает «врата». Таким образом, данная крия может быть переведена как «мудра девяти ворот». Она имеет и более развернутое название, которое звучит как «закрытие девяти ворот». Это десятая крия, которая следует непосредственно за Тадан крией.

Первые девять крий мы классифицируем как техники пратьяхары. Наумукхи же первая из группы крий, наце­ленных на развитие дхараны (концентрации). С этой стадии и далее ум становится все более и более целеустремленным.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

В человеческом теле есть девять отверстий, или ворот, через которые происходит восприятие информации из внеш­него мира. Они таковы: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анус и половой орган.

Есть также и десятые врата, которые называются Брахма двара (дверь Брахмы) и ведут к мистическому или тран­сцендентальному опыту и реализации. В обыденной жизни мы получаем всю информацию именно от этих девяти ворот. В Наумукхи же эти девять ворот временно закрываются. Это предотвращает внешние раздражения и помо­гает открыть десятую дверь.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В Наумукхи используют следующие вспомогательные техники:

1. Удджайи пранаяма.

2. Кхетчари мудра.

3. Муля бандха.

4. Ваджроли мудра.

5. Йони мудра.

Ваджроли мудра

Слово «ваджроли» вытекает из слова «ваджра», которое имеет множество значений. В контексте ваджроли мудры «ваджра» соотносится с названием нерва, который связывает половой орган с мозгом. Он может также восприниматься как психический проход, который зачастую ассоциируется с проходом сушумна. Этот канал напрямую связан с про­буждением могучих психических сил.

Существует два типа исполнения ваджроли мудры. Один из них связан с майтхуной (сексуальным контактом при определенных вышеупомянутых условиях), а другой с одной из форм раджа-йоги. В крия йоге он стал использоваться значительно позднее.

Техника его такова: сядьте в любую удобную позицию. Поместите руки на колени и расслабьте все тело. Постарайтесь поднять сексуальный орган вверх посредством не­больших толчков и напряжения сексуального органа и низа живота. Это усилие подобно тому, которое вы делаете, когда выпускаете мочу. Но в этот раз моча должна быть задержана на некоторое время. Тестикулы у мужчины и вагина у женщины должны двигаться мягко для того, чтобы вызвать сокращения. Это — простая форма ваджроли мудры.

Цель этого упражнения — превратить ретас (сексуаль­ную энергию) в оджас (высоко очищенную праническую или психическую энергию). Этот процесс называется Урдхва ретас — сублимация сексуальной энергии. Прана — это и оджас, и ретас в одном существе; ваджроли же помогает вызвать сублимацию грубого ретаса в более тонкий и очи­щенный оджас.

Йони мудра

Слово «йони мудра» может быть переведено как «взы­вание к источнику». Йони мудра также широко известна как шанмукхи мудра, которая означает «позу семи ворот». Прежде, чем вы приступите к исполнению Наумукхи, мы рекомендуем практиковать йони мудру в течение нескольких дней.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Для мужчины это должна быть сиддха-асана, для жен­щины — сиддха-йони-асана. Эти две асаны наиболее при­емлемы для того, чтобы создавать постоянное давление на мулядхара чакру в области промежности.

Если вы не можете сесть в эту асану, вы должны выбрать нечто подобное и удобное. Если необходимо, можно использовать подушку.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Под­держивайте спину прямой, но расслабленной. Закройте гла­за и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Поместите руки на колени и расслабьте руки. Глубоко выдохните и наклоните голову мягко вперед, как это показано на сопроводительном рисун­ке № 12. Отсюда начинайте первый цикл движения.

Зафиксируйте свое внимание на мулядхара чакре. Пов­торите «мулядхара» ментально три раза. Это повторение должно проводиться на за­держке дыхания. Затем вдохните способом удджайи пранаяма и начните про­двигать сознание вверх по каналу арохан, как это по­казано на прилагаемом рисунке № 12. Ощутите про­хождение вашего сознания через поля следующих чакр: свадхистхана, мани-пура, анахата, вишудхи. Не называйте их менталь­но, лишь касайтесь соз­нанием по мере прохож­дения. Начинайте подни­мать голову, когда сознание начнет двигаться от ви­шудхи к бинду (рис. № 12а). Вдох должен быть полностью завершен, когда сознание достигает бинду. Задержите ды­хание. Начните исполнять йони мудру, закрыв большими пальцами уши, ука­зательными пальцами глаза, средними пальцами ноздри, а безымянными и ми­зинцами рот (рис. № 126). Не надо на­давливать пальцами слишком сильно, до­статочно лишь четко фиксировать поло­жение закрытости «ворот». Исполните муля бандху, но без джаляндхара бандхи. Исполните ваджроли мудру. На этой стадии все «врата» пребывают закры­тыми. Затем переведите внимание на канал аварохан.

Постарайтесь визуализировать бле­стящий медный трезубец (тришу), ко­торый располагается в области позво­ночника, основанием своим упираясь в мулядхару, а три зубца вытягивая над вишудхи чакрой (рис. № 12в). Продол­жайте задержку дыхания. От вишудхи трезубец начинает медленно подниматься вверх таким об­разом, что центральный зуб пронзает бинду. Как только трезубец пронзит бинду, ментально произнесите мантру «бинду бхедан» (буквально «пронзание бинду»). Прочувствуйте, как мантра на­чинает распространяться во все стороны от бинду (рис. № 12г). Когда же это произойдет, трезубец начинает опускать­ся в исходное положение, указанное на рисунке № 12в. Затем повторите подъем трезубца еще раз. Еще раз про­изнесите мантру «бинду бхедан». Затем, снова опустите трезубец. Проделывайте эту манипуляцию с трезубцем настоль­ко долго, насколько у вас, естественно, будет хватать задержки дыхания.

Затем прекратите исполнение вад­жроли мудры, мула бандхи. Уберите руки от глаз, ушей, ноздрей и губ и положите их на колени. Вы­дохните с помощью удджайи пранаямы и кхетчари муд­ры. В то же время начните двигать свое внимание по каналу аварохан в направ­лений следующих центров: бинду, аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана, мулядхара. Осознайте прохождение каждого цен­тра (рис. № 12д). Но не на­зывайте его ментально. Вы­дох должен закончиться в мулядхаре. Задержите ды­хание. Медленно наклоните голову вперед. Это и есть окон­чание первого цикла. Сразу же переходите ко второму циклу. Вдохните и позвольте своему сознанию двигаться по центрам фронтального канала арохан. Таким образом, проделайте пять полных циклов.

ДЫХАНИЕ

В течение всей прак­тики придерживайтесь ды­хания удджайи. Задержите дыхание, когда повторяете мантру «мулядхара». Вды­хайте по фронтальному ка­налу арохан. Задержите ды­хание, когда визуализируете трезубец и повторяете мантру «бинду бхедан». Вы­дыхайте, опускаясь по ка­налу аварохан.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Фиксируйте сознание на дыхании,   чакрах,   полях чакр, закрытии девяти ворот, трезубце и мантрах «мулядхара» и «бинду бхедан».

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ

Всего необходимо проделать пять пол­ных циклов. Это должно занять что-то около пяти минут. Может быть немного больше, может быть немного меньше, в зависимости от вашей способности задер­живать дыхание.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

1. Многие люди найдут, что провести полный цикл на одном дыхании доста­точно сложно. Вы можете почувствовать даже легкое недомогание.  И поэтому в начале ваших занятий, если таковое слу­чится, лучше прервать практику на се­редине,  нормально вдохнуть,  выдохнуть  и  расслабиться. Очень важно помнить о необходимости быть полностью расслабленным.

2. Может быть и такое, что сначала вы сможете про­делать только один полный круг вдоха и выдоха и вслед за этим почувствуете дискомфорт. В этом случае мы реко­мендуем вам совершить одно дыхательное движение (то есть вдох и выдох) «впустую», но только тогда, когда ваше сознание достигнет мулядхары. С течением времени, когда у вас выработается привычка, а протяженность вдоха, за­держки и выдоха увеличится, дополнительный вдох и выдох больше не понадобятся.

3. Может случиться и такое, что после задержки ды­хания и визуализации трезубца вы ощутите дискомфорт или сложности с выдохом. Легкие покажутся как бы за­крытыми. В этом случае мы рекомендуем вам сделать еще один маленький, короткий вдох, а потом проделать полный выдох.

4. Исключительно важно, чтобы ваша спина была пол­ностью выпрямлена во время всего исполнения данной крии. Если спина не прямая, то ощущения пронзания бинду не возникает.

5. Особенно важно правильное исполнение ваджроли мудры. Это позволит увеличить результативность данной практики. Когда ваджроли мудра исполнена правильно, сокращение ваджра нади может быть достигнуто без сжатия анального сфинктера. Полученное ощущение будет подобно электрическому току, бегущему по всей длине ваджра нади в направлении головного мозга.

6. Постарайтесь прочувствовать свое сознание в момент пронзания бинду. Ощущение должно быть подобно элек­трическому удару.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

крия Йога

НАУМУКХИ (крия № 10) РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Ваджроли мудра Йони мудра

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ДЫХАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

 

Перевод с английского языка – Андреев С.В.

 Web-редакция:
Александр ОЧАПОВСКИЙ

Уфа, 2002

 

ВВЕРХ       ДАЛЕЕ: ШАКТИ ЧАЛИНИ (крия № 11)